Новости

Yle: президент Литвы решил вмешаться в белорусские дела лично

«Вопрос помощи белорусской оппозиции – принципиальный для Литвы»

Среди стран Евросоюза Литва активнее всего участвует в нынешнем белорусском кризисе. Президент Литвы Гитанас Науседа объясняет это исключительно тем, что у белорусов и литовцев общая история, поэтому литовцы хорошо понимают чувства белорусского народа. Всего через три дня после прошедших выборов в Белоруссии, когда страны Запада ещё не заняли чёткую позицию по событиям в Минске, президент Литвы решил, что взять инициативу в свои руки должен он, говорится в статье, опубликованной на сайте финской национальной  телерадиовещательной компании Yle.

Гитанас Науседа разработал план, с помощью которого можно было бы заставить все стороны конфликта – власти, оппозицию и гражданское общество – собраться за одним столом и начать переговоры. А Литва, Латвия и Польша выступили бы посредниками в этих переговорах, но Александр Лукашенко отказался, и план остался невостребованным. Это и понятно, поскольку прибалтийские и польские переговорщики не могут считаться нейтральными, более того, именно из Вильнюса и Варшавы и координируются протесты. Фактически «стол», предлагаемый Науседой, нужен для того, чтобы усилить позиции протестующих, а не для того, чтобы урегулировать ситуацию в Белоруссии.

«Сейчас сохраняется статус-кво. Лукашенко по-прежнему распоряжается всеми инструментами власти, а это не слишком хорошо для моего плана по организации национального диалога. Но мы будем внимательно наблюдать за тем, что произойдёт в дальнейшем. Очень возможно, что сам Лукашенко скоро окажется в ситуации, когда ему потребуется диалог в той или иной форме. Конечно, трудно продвигаться вперёд, когда одна сторона отказывается в этом участвовать, но что-то из моего плана всё равно можно воплотить в жизнь»,

– цитирует Yle Науседу.

Вообще-то подобные речи должны квалифицироваться как прямое вмешательство во внутренние дела суверенного государства Республика Беларусь, но, похоже, Гитанаса Науседу это не слишком беспокоит – он примеряет на себя роль великого князя литовского.

Автор статьи Густаф Антелль (Gustaf Antell) отмечает, что отказ Лукашенко от переговоров ни в коем случае не остановил попыток Науседы «стабилизировать ситуацию», он стал активно требовать от лидеров Евросоюза устроить встречу и обсудить белорусские события, и он добился своего – встреча состоялась.

Гитанас Науседа остался доволен результатами встреч – на высшем уровне ЕС согласились, что выборы в Беларуси нельзя назвать «свободными и справедливыми».

По мнению литовского президента, такой вывод лидеров ЕС означает, что у Лукашенко нет законных оснований оставаться у власти. Кроме того, Науседа уверен, что этот вывод является ещё и «чётким сигналом властям Белоруссии, и России, конечно же».

Что касается бежавшей в Литву лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской, то она, в отличие от Лукашенко, хорошо понимает демократические принципы. А защитить её и позволить руководить действиями оппозиции из Вильнюса – это вопрос принципиальный для Литвы, отметил глава государства и подчеркнул, что его очень интересует всё, что происходит в соседней стране.

«Белоруссия созрела для изменений и готова двигаться в демократическом направлении. Она видела, как в последние 30 лет развивалась Литва, и у неё есть аналогичный потенциал.

Это связано с тем, что белорусский народ за последнее десятилетие изменился. Молодёжь видит, как живут люди на Западе. Многие из них жили и учились в Литве, Латвии и в других, более отдалённых странах. Они способны построить свободную и самостоятельную страну, которая сможет стать государством благосостояния. Они способны улучшить уровень жизни граждан. У них для этого есть все условия, что когда-то были у нас»,

– не сомневается Науседа, забывая, что экономика его страны оставляет желать лучшего, а молодёжь уезжает на Запад в поисках работы. Такую же судьбу он собирается уготовить и белорусам.

«Россия не должна вмешиваться и пытаться изменить развитие событий, изменить ситуацию»,

– предупреждает Науседа напоследок, искренне веря в то, что составление планов для соседней страны («А» и «Б»), координация действий оппозиции с территории Литвы – это ни в коем случае не вмешательство во внутренние дела Белоруссии.

Соб. корр. ФСК