Новости

Юрий Витренко – мавр сделал свое дело и сокращён

В «Нафтогазе» продолжается зачистка местных кадров, которые показали свою полную профнепригодность. На днях стало известно о сокращении должности Юрия Витренко – главного по судебным делам госкомпании в Стокгольмском арбитраже с российским «Газпромом». Судя по логике происходящей зачистки, внешние кураторы НАК решили окончательно избавиться от тех, чей профессиональный потенциал в противостоянии с Россией оказался исчерпан.

Как мы уже писали, с января текущего года в «Нафтогазе» начались серьёзные кадровые изменения. Связаны они с приходом в компанию двух иностранцев – прямых представителей заокеанских кураторов. Исполнительного директора по трансформации Отто Ватерландера – бывшего менеджера международной консалтинговой компании McKinsey & Company. И финансового директора «Нафтогаза» Ван Дрил Петруса Стефануса, который работал долгое время вместе с О. Ватерландером.

Сегодня можно уже точно сказать, что именно эти два человека сейчас решают все вопросы в «Нафтогазе», прикрываясь главой правления Андреем Коболевым. Причём Отто Ватерландер в данном дуумвирате играет главенствующую роль. После проведённого внутреннего аудита компании последнему стали ясны главные причины сорванных антироссийских проектов, после чего начался обычный в таких случаях поиск крайних.

Топ-менеджеры высшего звена в формально украинской государственной компании, как только узнали о грядущих кадровых разборках, сразу же принялись строчить друг на друга доносы. Самое интересное, что практически каждый из этих деятелей обвинял своего ближайшего коллегу из руководящего звена в НАК не просто в коррупции, давно имеющей здесь всеобъемлющий и системный характер, а в связях с РФ, из-за чего, мол, и происходили провалы всех здешних антироссийских прожектов в нефтегазовой отрасли.

Первым на этой ниве стал активно работать как раз увольняемый ныне Юрий Витренко. Разногласия с А. Коболевым у него начались ещё год назад, когда в компанию с подачи главы правления пришел на должность дивизиона «Интегрированный газовый бизнес» гражданин США Андрей Фаворов. Как оказалось, именно Фаворов стал главным конкурентом в налаженных коррупционных схемах самого Витренко, из-за чего последний стал терять свой дополнительный «хлеб» в компании. А. Фаворов поставил «на потоки» свои компании, Ю. Витренко разразился первой серьёзной критикой в адрес А. Коболева и А. Фаворова, которых он стал обвинять в коррупции.

Главный козырь Юрия Витренко перед заокеанскими кураторами «Нафтогаза» и местными олигархическими группами – судебное разбирательство с российским «Газпромом» в Стокгольме.

Активно на должность А. Коболева его лоббировал олигарх И. Коломойский. И, как считают многие украинские эксперты, именно это и сыграло злую шутку с Ю. Витренко. Для американцев Коломойский не считается желательным партнёром. Особенно после его ряда высказываний в сторону России и признания войны в Донбассе внутриукраинским гражданским конфликтом. И как только появилась первая возможность, его людей по требованию Запада стали выдавливать из властных украинских кабинетов.

Одновременно с этими процессами, по сути, исчерпало себя и главное антироссийское направление, которое в «Нафтогазе» курировал Ю. Витренко. Контракт с «Газпромом» по транзиту российского газа через Украину был подписан. Главным итогом этого стало существенное понижение роли Украины в поставках голубого топлива в Европу. Сама газотранспортная система прошла процедуру анбандлинга, что, в свою очередь, сокращало роль и значение «Нафтогаза» в антироссийских проектах, и стала готовиться к продаже иностранцам. Собственно, НАК и сейчас активно готовят к этому.

Как раз на данном этапе для заокеанских кураторов компании стала ясна абсолютно деструктивная роль украинских топ-менеджеров в деле достижения этих целей, так как те сами, как говорится, с усами, и имеют непосредственные бизнес-интересы в НАК. А поэтому не особо и хотят завершения всех задуманных американцами трансформаций в нефтегазовой отрасли Украины. Для них, если перефразировать фразу основателя ревизионистского течения в немецкой социал-демократии Эдуарда Берштейна, самое главное в этом деле – процесс, благодаря чему они могут получать баснословные суммы премий и откатов. А вот конечная цель – ничто!

Очевидно, что всех украинцев поменять на «своих» у американцев сразу не получится. Да и дело здесь не столько в «своих», сколько в способности эффективно реализовывать поставленные задачи. Впрочем, с последним у кураторов однозначно проблемы на самом высоком уровне. По данным телеграм-канала «Бурилка», именно Отто Ватерландер был истинным автором провалившейся программы «20/20», которую пытался реализовать бывший директор «Укргаздобычи» Олег Прохоренко. Теперь об этом он, естественно, старается не вспоминать.

Важно отметить, что сейчас разбор полётов, инициированный О. Ватерландером в «Нафтогазе», коснулся не только Юрия Витренко. Изначально с его подачи был уволен Андрей Фаворов, пытавшийся реализовать очередной антироссийский энергетический прожект под названием «Тризуб». Рассматривая основные идеи этой программы, мы уже отмечали: «В этом проекте отчётливо виден подход американцев к курируемой ими украинской нефтегазовой отрасли, которую за океаном не иначе как антироссийский эксперимент не воспринимают». Вместе с тем мы весьма критически отнеслись к самой возможности реализации этой программы.

По всей видимости, к такому же выводу пришел и сам О. Ватерландер. Вследствие чего и было принято кадровое решение по А. Фаворову. Напомним, что в основе «Тризуба» были три направления: экспериментальное сверхглубокое бурение за счёт сокращения обычного, поиск залежей на шельфе Черного моря (что, по сути, означало очередные суды в Стокгольме по собственности компании в Крыму) и участие в строительстве польского СПГ-терминала для американского сжиженного газа. В последнем случае явно виднелся бизнес-интерес самого А. Фаворова, который связан с американскими газовыми магнатами.

Настоящая кадровая чехарда сейчас происходит в главной добывающей компании НАК – «Укргаздобыче». Теперь её возглавила Елена Кобец. До этого она руководила юридическим направлением в компании. О профессиональных качествах нового руководителя говорит следующее: Е. Кобец не имеет профессионального образования в нефтегазовой сфере и, как поговаривают, попала в компанию во времена О. Прохоренко за амурные дела с тогдашним шефом. Одновременно с этим близкий к олигарху Виктору Пинчуку Александр Романюк возглавил новосозданный дивизион НАК «Разведка и добыча». В этом назначении, скорее всего, сработали внешние связи В. Пинчука. Также сейчас зашаталось кресло директора технического дивизиона Андрея Хоменко, который до этого работал в тесной связке с А. Фаворовым.

Однако все эти кадровые разборки с одновременным выяснением, кто из топ-менеджеров «Нафтогаза» является более антироссийским, не дают ответа на главный вопрос: как реально можно задействовать украинскую госкомпанию в схватке за энергетический рынок ЕС после череды провалов ранее принятых проектов. Собственно, и сам О. Ватерландер до конца не знает, что предложить своим заокеанским хозяевам в деле эффективного использования «Нафтогаза» в антироссийских энергетических войнах.

На сегодня известно, что с его подачи в госкомпанию привлечена международная компания Expert Petroleum к проекту оптимизации добычи на истощённых месторождениях, эксплуатируемых «Нафтогазом» на Западной Украине. Ожидается, что в первые пять лет такого партнёрства Expert Petroleum инвестирует около 1 млрд грн (37,6 млн. долл.) в интенсификацию, бурение скважин и развитие инфраструктуры. По расчетам экспертов НАК, это позволит получить дополнительно по крайней мере 300 млн куб. м газа на 13 малых месторождениях на Западной Украине. И хотя сам О. Ватерландер называет этот проект «крупнейшей иностранной инвестицией в газодобычу Украины за последние пять лет», он больше похож на проверку реального ресурсного потенциала компании в преддверии её возможной продажи иностранцам.

Всё более ясно, что «Нафтогаз» мог быть интересен заокеанским кураторам Украины только как главный транзитёр российского газа в Европу. На сегодня этот козырь Киев бездарно утратил. Все остальные проекты, касающиеся добычи и судебных тяжб в Стокгольме, не решают главного для американцев – вытеснения россиян с европейского энергетического рынка. А это в который раз подтверждает нашу мысль, высказанную многократно: перспективы «Нафтогаза» весьма туманны в той антироссийской роли, которую ему отводят американцы.

Теряющий свою сверхдоходную должность Юрий Витренко снова подтвердил это. «Давайте посмотрим на рекордные прибыли «Нафтогаза» в 2019 году. Если вычесть результат (68,4 млрд грн) по направлению работы (транзит газа) нашей команды в «Нафтогазе», которую непосредственно возглавляю я, а не Коболев, то в остальном у «Нафтогаза» – огромный убыток ( минус 5,1 млрд грн)», – говорит он.

А это означает только одно: после утраты транзита эта компания перестанет быть интересна с точки зрения бизнеса. И если её окончательно и приберут к рукам янки, то только для мелких провокаций против РФ. Но коболевых и витренок, как показывает нынешняя кадровая чистка в «Нафтогазе», к этому времени уже не будет в компании. Для этих прожектов американцы задействуют своих топ-менеджеров.

На фото. Топ-менеджер НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко

Сергей Вяземский