Новости

За нас, за вас и за матрас

Скажу честно: в войне Идрака Мирзализаде и требовавших его наказания я сначала был за Идрака. Да, шутка про обосранный матрас — это мерзкая шутка. Нет, меня как русского она не задела. Мы великая нация, и, если обижаться на каждого туалетного шутника, обижалка скоро кончится. И да, я хочу жить в мире, в котором всем можно шутить над всеми. Нерусским — над русскими, и наоборот. А за слово наказывают только словом.

Пока не узнал одну маленькую, но значимую деталь. Идрак — не гражданин РФ. И в этом контексте его тейк внезапно заиграл новыми красками.

За долгие годы (начиная с 1990-х, когда среди «интеллигенции» тон брезгливого снисхождения по отношению к своей стране считался единственно верным) мы успели привыкнуть к «федералам» в чеченскую кампанию, к фразам типа «патриотизм — последнее прибежище негодяя», к «ватникам, васям, русским ванькам», к оскорблениям всего и вся. Это считалось хорошим тоном, принятым в определённых кругах. 

Но иногда случалось интересное: те, кто говорил про «последнее прибежище», уезжали за границу. Там с человеком и начиналась неожиданная трансформация. Новая родина внезапно становилась страшно любимой. Патриотизм оказывался не так уж плох, если он испытывается не по отношению к России, а все, кто даже не хаял, а просто критиковал Германию, Израиль или Америку, становились врагами.

В этом тоже нет ничего удивительного или даже постыдного. Это нормально — вести себя уважительно по отношению к хозяевам дома, в котором вы — гость. Хозяйке не принято говорить, что торт не пропёкся, в углах пыль, а заливная рыба — гадость, даже если это правда. Вежливости учат с детства, а если кому-то урок не преподали папа с мамой, то преподаст жизнь. Достаточно два раза выставить из дома — и всё запомнится. Гости любой из упомянутых стран чувствуют это инстинктивно.

В России же всё иначе. Причём иначе именно потому, что «лучшая, передовая» часть общества даёт понять, что только так здесь и можно. Мы живём в уникальной стране, в которой режиссёры, писатели, теле- и радиоведущие и юмористы живут, зарабатывают, покупают недвижимость, но всё равно чувствуют себя не дома, а этакими гастарбайтерами на матрасе (или ресурсной базе): всё, что можно, — поскорее вынести и не забыть обгадить напоследок. 

А что страна? Что же те, кто не относится к «лучшим»? Что патриоты, силовики, всевозможные ведомства? Всё очень просто — они позволяют. И покуда они позволяют, мы имеем ситуацию, когда гости смеются хозяевам в лицо и вытирают ноги о скатерть.

Идраку Мирзализаде не повезло. Он имел несчастье пошутить тогда, когда хозяева квартиры опомнились и начали спрашивать: «А что, собственно, вся эта гикающая толпа делает у меня дома?» И, чуть-чуть осмотревшись, начали вышвыривать хамов без разбора — тех, кто попадётся под руку. Идрак попался.

Мы стоим на пороге больших перемен, и с этим уже вряд ли кто-то поспорит. Шутки теперь — уже не просто шутки. А границы наших свобод пересматриваются на глазах. Не только Идрак — все мы не понимаем толком, как себя вести. Что спасает в таких случаях? Вспомнить то, чему учили мама с папой. Элементарная вежливость.

Дмитрий Петровский