Новости

Зачем Литва ужесточает визовый режим для белорусов?

Депутаты литовского Сейма хотят осложнить процедуру выдачи видов на жительство для граждан Белоруссии. По сути, речь идет о введении в отношении белорусов тех же «визовых» санкций, что и в отношении россиян. Объясняются эти меры соображениями «национальной безопасности». По словам главы МВД Литвы Агне Билотайте, санкции, действующие в отношении россиян, рациональны, поэтому целесообразно их распространить и на граждан Белоруссии «с учетом ситуации с безопасностью».

Речь идет о том, что граждане Белоруссии не смогут подавать заявления на получение ВНЖ через «внешних поставщиков услуг». Единственным каналом, через который это можно будет сделать, остается литовский МИД. Исключение возможно только для тех, кто «спасается от репрессий и преследований со стороны режима». 

Вопрос о том, чтобы ужесточить процедуру получения виз и ВНЖ для белорусов, обсуждался уже давно. Ранее Литва фактически закрыла въезд на свою территорию для россиян. Предполагалось, что эти меры будут распространены и на граждан Белоруссии, однако первоначально литовские власти все же воздержались от этого шага.

Следует отметить, что западные санкции в отношении России и Белоруссии, как правило, не идут единым пакетом, и санкционное давление на Белоруссию осуществляется в целом в более щадящем режиме. Так, к примеру, многие белорусские банки продолжают выпускать карты Visa и MasterCard, чем в том числе пользуются и многие россияне, желающие выехать за рубеж.

Белоруссия сохраняет достаточно плотное и регулярное автобусное сообщение со своими западными соседями, несмотря на то, что Польша, Литва и Латвия закрыли часть погранпереходов.

В целом это классическая политика «разделяй и властвуй». Белоруссии как бы показывают, что она «провинилась» перед коллективным Западом в меньшей степени, чем Россия, а значит, может быстрее заслужить «прощение».

Тем не менее, получение шенгенских виз для граждан Белоруссии также существенно осложнилось. Белорусские визовые центры за оформление шенгена сейчас требуют до 1500 белорусских рублей (примерно 430 евро, или 43 тысячи российских рублей). Между тем, буквально накануне политического кризиса 2020 года белорусский МИД победно отрапортовал о достижении соглашения с ЕС об упрощении визового режима для граждан Белоруссии и о снижении цены на шенгенскую визу до 35 евро.

Следует отметить, что «шенгенский» вопрос весьма болезненный для белорусского общества. Белоруссия была мировым лидером по количеству выданных шенгенских виз на душу населения, а поездки в Европу были практически неотъемлемой частью образа жизни белорусского среднего класса.

Поэтому визовые рестрикции ЕС использует вполне осознанно, рассчитывая на них как на инструмент внутриполитической дестабилизации Белоруссии. Своеобразный европейский «фетишизм», столь ярко проявивший себя на Украине, не обошел стороной и Белоруссию.

Впрочем, переоценивать этот фактор не стоит, ведь после событий 2020 г. значительная часть европейски ориентированной публики либо покинула Белоруссию, либо предпочитает не выражать свои настроения открыто.

К слову, именно с волной эмиграции 2020-22 гг. и связаны нынешние злоключения белорусов в Литве.

Литва и Польша стали основными направлениями белорусской эмиграции, которая носила не только политический, но и экономический характер. После начала специальной военной операции на Украине Запад обвинил белорусские власти в «соучастии в агрессии». В результате многие западные компании (прежде всего, в IT-секторе), имевшие офисы в Белоруссии, были вынуждены уйти и релоцировать своих сотрудников в соседние страны.

Следует отметить, что белорусский IT-сектор был в последние годы невероятно раздут. Республиканские власти стимулировали его развитие, видя в нем курицу, несущие золотые яйца. Правда, были недооценены политические последствия такой стратегии. Именно айтишники оказались, пожалуй, наиболее активной протестной группой в 2020 году, а массовый уход IT-компаний из Белоруссии продемонстрировал их крайнюю зависимость от внешнеполитической конъюнктуры. И это несмотря на то, что Минск создавал буквально тепличные условия для развития IT-бизнеса.

Как следствие всех этих событий, в Польше и Литве сформировалась достаточно внушительная белорусская диаспора. Однако отношение к белорусским эмигрантам в этих странах разное.

Польский трудовой рынок достаточно емкий. Кроме того, Польша, испытывающая имперские комплексы в отношении Белоруссии и Украины, в целом относится благосклонно к восточнославянской иммиграции, рассчитывая на её скорую ассимиляцию. 

С Литвой ситуация иная. Это маленькое и весьма ксенофобское государство. Литовцы – реликтовый балтский этнос, резко противопоставленный славянскому окружению и воспринимающий наплыв славянского населения как угрозу своему национальному бытию.

Ситуация усугубляется «имперскими» сантиментами белорусского национализма в отношении исторического наследия Великого княжества Литовского и литовской столицы Вильнюса. Учитывая, что многие переехавшие в Литву белорусы в той или иной степени националистически настроены, это создает дополнительное напряжение.

Литовские власти уже заявляли об опасности идей «литвинизма», распространенных в белорусской эмиграции. Светлане Тихановской, чей «офис» также находится в Вильнюсе, даже пришлось оправдываться и извиняться.

Поэтому, несмотря на очевидные экономические выгоды, которые несёт белорусская трудовая миграция и релокация белорусских IT-компаний в Литву, литовские власти начинают ограничивать въезд в страну для белорусских граждан и даже выдавливают уже прибывших.

Поводом для таких действий становится то, что среди въезжающих в Литву белорусов якобы могут оказаться сотрудники белорусских спецслужб. По словам главы литовского Департамента государственной безопасности (ДГБ) Дарюса Яунишкиса, в настоящее время в Литве находится 60 тысяч граждан Белоруссии, имеющих вид на жительство или тот или иной вид трудовой визы. Яунишкис отметил, что большая часть этих людей – именно экономические, а не политические эмигранты. При этом многие из этих людей ездят из Литвы в Белоруссию и обратно, что, по мнению Яунишкиса, «без сомнения, создает белорусским спецслужбам определенные возможности для вербовки, для оказания влияния, сбора информации о процессах в Литве».

Литовские власти уже начали изъятие видов на жительство у граждан Белоруссии, ранее служивших по контракту в белорусской армии или других силовых структурах. Кроме того, под раздачу попадают и те, кто ранее работал в атомной отрасли России или Белоруссии (очевидно, это «месть» за Белорусскую АЭС). 

Буквально на днях случился очередной скандальный эпизод, когда литовские власти депортировали гражданина Белоруссии, который постоянно проживал в Литве 17 лет, а его жена и дети были гражданами этой страны. Повод все тот же – служба по контракту в белорусской армии в начале 2000-х гг.

Официальный Вильнюс также раздражает то, что Белоруссия, со своей стороны, практикует в политику открытых дверей в отношении граждан Литвы, открыв им безвизовый въезд на свою территорию. С начала этого года Белоруссию посетило более 200 тысяч граждан Литвы, а за все время действия безвизового режима – чуть менее полумиллиона. Литва лидирует по количеству посещений Белоруссии с существенным отрывом от Латвии и Польши, для граждан которых также открыт безвизовый въезд.

Очевидно, что ответом на это будет дальнейшее ужесточение пограничного режима и давление на находящихся в Литве граждан Белоруссии.

ВСЕВОЛОД ШИМОВ