Новости

Заинтересованность Америки в прекращении украинского кризиса

Project Syndicate: затяжной конфликт на Украине не в интересах Америки

Затягивание конфликта на Украине невыгодно США, считает автор The Project Syndicate. Среди негативных для Вашингтона последствий — рост цен на энергоносители, рост объемов помощи Украине и зависимости России от Китая

Недавняя личная встреча в Нью-Дели между Госсекретарем США Энтони Блинкеном и Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым — первое такое взаимодействие на высоком уровне с начала украинского военного конфликта — предполагает, что дипломатия больше не может быть ругательством.

Десятиминутная встреча в кулуарах встречи G20 состоялась после того, как советник по национальной безопасности США Джейк Салливан, якобы, призвал Украину показать России, что она открыта для переговоров по прекращению кровопролития. В совокупности, эти недавние события дают надежду на то, что прекращение огня вполне возможно.

Конфликт на Украине, которая потрясла основы международного порядка, во многих отношениях является прокси войной между двумя крупнейшими мировыми державами: Россией, поддерживаемой Китаем, и Украиной, поддерживаемой Соединенными Штатами. За последний год конфликт спровоцировал глобальный энергетический и продовольственный кризисы, подстегнула рост инфляции на фоне замедления глобального роста и увеличила риски прямого конфликта между Россией и НАТО, о чем свидетельствует недавно сбитый Россией над Черным морем американский беспилотник.

И все же после более чем года боевых действий становится очевидным, что конфликт перерос в войну на истощение, когда обе стороны изо всех сил пытаются добиться значительных успехов на поле боя. Прекращение огня является единственным выходом из этого военного тупика, но достижение соглашения может занять много времени. Например, Корейская война 1950–1953 годов, зашла в тупик на два года, прежде чем было достигнуто соглашение о перемирии.

Президент России Владимир Путин явно считает, что затяжная война на истощение работает в его пользу, позволяя его армии сеять хаос на Украине и испытывать решимость Запада. Для подавления украинской ПВО, Россия одновременно запускает большее количество ракет, включая гиперзвуковое оружие “Кинжал”, которое практически невозможно сбить. Несмотря на наводнение западными системами вооружения, которые она получила, Украина не в состоянии помешать интенсификации российских воздушных ударов.

Но также становится все более очевидным, что Россия не может достичь своей стратегической цели на Украине. Возможно, она оккупировала почти пятую часть территории страны, но этим создала более враждебного соседа и активизировала НАТО, которое теперь готово принять в свои члены Финляндию и, скорее всего, Швецию. Более того, многие из беспрецедентных санкций, введенных Западом в отношении России, скорее всего, сохранятся и после окончания конфликта, и нанесут долгосрочный ущерб российской экономике.

В то же время стратегия “гибридной войны” Президента США Джо Байдена, которая стремится парализовать Россию с помощью методов “мягкой силы” и милитаризации мировых финансов, не привела к падению Путина или превращению рубля в “щебень”, как Байден поклялся сделать на ранних этапах. Режим санкций, под руководством США, серьезно ограничил возможности России по пополнению своих сил, но не смог остановить военную машину Кремля. В то время как санкции сократили ее доходы от экспорта энергоносителей, Россия нашла желающих покупать ее нефть и природный газ на незападных рынках (хотя и со скидкой).

Если не считать падения морального духа, вызвавшего массовую капитуляцию российских солдат - что вполне возможно, учитывая историю российской армии - маловероятно, что Украина сможет заставить Россию полностью уйти с оккупированных ею территорий на востоке и юге страны. Несмотря на то, что США взяли на себя обязательство поддерживать территориальную целостность Украины, восстановление украинского контроля над этими регионами кажется в лучшем случае отдаленной целью.

Между тем, Китай является единственной страной, которая может извлечь выгоду из затянувшегося конфликта. Как говорится в недавнем докладе одного фонда, базирующегося в Вашингтоне, Китай уже стал “крупнейшим победителем” от западных санкций в отношении России. Китай стал банкиром и важнейшим торговым партнером России, используя военный конфликт для создания системы энергетической безопасности за счет увеличения поставок нефти и газа из России, которые не могут быть сорваны, даже если Китай решит вторгнуться на Тайвань.

Чем больше США будут втянуты в войну в украинский конфликт, тем больше вероятность того, что Китай вторгнется на Тайвань и Америка осознает свой наихудший геополитический кошмар: Китайско-Российскую стратегическую ось. США могут оставаться передовой военной мировой державой, но противостояние объединенным силам Китая и России стало бы для них геркулесовой задачей.

Конфликт уже обнажил военные недостатки Запада, такие как истощение запасов важнейших боеприпасов, борьба Америки за расширение производства оружия и ослабление американо-европейского консенсуса по Украине. Все это может подтолкнуть президента Китая Си Цзиньпина к дальнейшей попытке еще больше истощить западные арсеналы, прежде чем вторгнуться на Тайвань, косвенно поставляя оружие в Россию и вынуждая США и другие правительства увеличить свои поставки оружия на Украину. Си уже частично помогает Путину, поставляя России и российским субъектам, находящимся под санкциями, беспилотники, навигационное оборудование, технологии подавления радиосигнала, детали для истребителей и полупроводники.

Хотя некоторые на Западе считают, что договоренность о прекращении огня на Украине вдохновит Китай на нападение на Тайвань, Си не нужна Россия для того, чтобы показать ему, что агрессия работает. Собственный бесплатный экспансионизм Китая, от Южно-Китайского моря до Гималаев, это все доказательства, которые ему нужны.

Как отмечается в недавнем докладе RAND, затяжной конфликт на Украине не в интересах Америки. Затяжной конфликт приведет к увеличению притока американских денег и оружия на Украину, увеличив риск конфликта между НАТО и Россией и ограничивая способность США ответить на вызов Китая. Как Байден уже признал, “урегулирование путем переговоров” является единственным способом прекращения конфликта, и лучше искать его сейчас, чем спустя месяцы или годы кровопролития и разрушений.

Брахма Челлани