Новости

Закон о декоммунизации придется менять

Мой дед – Григорий Крамаренко, во Вторую мировую войну воевал командиром батальона. Его армейский путь начался в 1938 г., когда он поступил в Ульяновское училище связи. На тот момент ему было всего лишь 20 лет.

 

В 1940-м дед Григорий стал командиром радиовзвода. Начало войны в 1941 г. он встретил на Донбассе. В звании лейтенанта командовал взводом связи в батальоне 263-го полка 51-й стрелковой дивизии. Под Таганрогом получил первое ранение.

Потом были бои под Ростовом, оборона Кавказа – он воевал в районе Моздока, в Северной Осетии. Отсюда же начался его долгий путь на Берлин. В боях за освобождение Таганрога, в звании командира роты связи он получил свой первый боевой орден – Красную Звезду.

Воинские звания, ранения и награды – из военной книжки

Далее были тяжелые бои за освобождение Украины. Под Запорожьем за особый подвиг дед награжден боевым орденом Отечественной войны
І степени.

Потом – форсирование Днепра, освобождение Николаева, Одессы, форсирование Днестра и освобождение Молдавии. За форсирование Днестра и освобождение Молдавии дед получил второй орден Отечественной войны
ІІ степени.

Далее батальон связи в составе Пятой ударной армии был переброшен в Белоруссию и, переподчинен Белорусскому фронту, войска которого освобождали Польшу и дошли до самого Берлина. В 1945-м дед был награжден медалью «За взятие Берлина» и орденом Красного Знамени.

Это история моей семьи, моя история. Это невозможно вычеркнуть из моей жизни и памяти, потому что тогда, получается, я должен вычеркнуть и себя?! Ведь именно мой дед Григорий и моя бабушка Аня дали жизнь моей матери, которая родилась в 1944 году в степях Украины, когда армия шла в наступление. Бабушка тоже была военной, служила в штабе. Они с дедом поженились в 1942 году.

Я с трудом представляю, как мой дед смог выжить в этой войне, протягивая кабели связи под носом у немцев, под тысячами тонн летящего свинца и падающих снарядов и бомб. Как можно четыре года прожить, считай, под открытым небом, в зимнюю стужу и летнюю жару, в снег, в дождь, ночью и днем, без отдыха, в пыли, часто без еды и воды…

Дед Григорий выжил, и продолжением его жизни стала моя жизнь. Я и понимаю это умом, и ощущаю душой – его мужество, честность, доблесть, бесстрашие. Он не выбирал, когда прийти в этот мир. Но в его судьбе было только два выбора: сражаться с врагом, сражаться за жизнь или погибнуть. Он боролся и победил, оставив мне в наследство жизнь – мою маму, а также свою заботу и добрую память о себе.

После войны дед Григорий прожил достойную жизнь. Закончил исторический факультет Одесского университета. Руководил колхозом «Россия» в Херсонской области. В 1958 г. за сбор рекордного урожая  награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Позже, примерно в 1975 г., стал мэром Очакова (председателем исполкома Очаковского городского совета депутатов трудящихся). Как в 2015 г. написал на страницах очаковского портала журналист Сергей Кузнец, это был один из самых лучших мэров в истории города.

Нет теперь с нами героев той войны, нет тех, кто восстанавливал страну из руин. Единицы остались. Ушли в вечность наши деды, и вдруг… нам запретили о них достойно вспоминать. Нам говорят: не надо, не стоит, о ветеранах, о той войне, о том, за что воевали и с кем воевали лучше культурно промолчать.

Вам нужны герои? Как говорят в Одессе – их есть у нас.

Но почитайте современную прессу, посмотрите телевидение, послушайте новости. О ком они вещают? О политиках, об олигархах, об олигархах в политике, сколотивших свое состояние за счет национальных ресурсов нашей страны.

Мы ненавидим компрадорство, взяточничество и коррупцию в Украине, но «герои» сегодняшнего дня – те, кто достиг в этом наивысших высот. И чем больше «высота», тем меньше вопросов к «герою». Они не создавали новые производства, не принимали инновационные решения, не внедряли современные технологии, они просто «грамотно» присвоили и эксплуатируют то, что было построено нашими дедами, они пользуются благами сырьевой экономики, продают лес, уголь, янтарь и т.д.  По сути эти герои современности – непойманные авантюристы и воришки, угробившие экономику нашей страны. 

Реальные люди дела: ученые, инженеры, строители, врачи – создававшие некогда мощную экономику, остатки которой нас до сих пор кормят, – они теперь не в чести.

Я давно собирал информацию о своем деде, хотел написать статью в память о нем как об образце мужества, отваги, самоотверженного труда в послевоенные годы на благо своей страны. Собирал фото, исторические справки и сохранившиеся документы. Но вот незадача – закон о декоммунизации, принятый в 2015 г., не велит. Я не просто не имею права полноценно рассказать о том, как жил, сражался, о чем думал, о чем мечтал и как трудился мой дед, а откровенно нарываюсь на статью.

Наказание за нарушение закона о декоммунизазации предусмотрено ну совсем не детское. В соответствии со статьей 436-1 Уголовного кодекса Украины первое нарушение наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой. А вот за повторное нарушение светит уже от 5 до 10. Если же допустят нарушение средства массовой информации, то их легко могут лишить лицензии и прекратить их деятельность.

Итак, смоделируем ситуацию. Я написал статью о жизни моего деда, собрал его фотографии, иду в редакцию газеты – и что дальше?

А дальше мне в редакции станут зачитывать статьи закона и скажут:

«Бил фашистов, фото в пилотке со звездой» – да, это можно опубликовать, (ст. 4 п.п. 3, подпункт 9). На орденах видно серп и молот, красную звезду – фото можно публиковать (ст. 4 п.п 3, подпункт 7). «Был мэром Очакова, даже есть крылатые выражения». Очаков? – можно опубликовать. Город же не республиканского подчинения (ст. 1 п.п. 4, подпункт е). «Руководил колхозом, развивал социальную сферу и собирал рекордные урожаи и за это даже получил орден» – нет, такое нельзя. Ну какие еще рекордные урожаи и социальная сфера! Согласно п.п. 11 статьи 4 – это явная пропаганда успешных действий преступного режима. Вот если написать, что стараниями моего деда жизнь советских граждан в колхозе и в Очакове с каждым годом становилась все хуже и хуже, – вот тогда можно.

По последнему пункту я немного утрирую – но и сама Венецианская комиссия заявила, что в нынешнем виде этот закон может привести к нарушению прав человека на свободу слова. А термин «пропаганда» вообще не выдерживает никакой критики и требует существенного пересмотра.

Проблема этого закона заключается в контексте изложения материала. Т.е. если просто перечислить исторические факты – то это отображение или реконструкция исторических событий. Как бы это не преступление. Но если рассуждать о социальной и экономической эффективности властей той эпохи или сравнивать достижения того времени с достижениями наших современных руководителей, то можно запросто нарваться на серьезные проблемы с законом. Ведь тот режим вплоть до 1991 г. – согласно закону о декоммунизации – стал категорически «злочинный». И по логике вещей, получается, что наша теперешняя власть наоборот – образец мудрости, дальновидности и созидательной целеустремленности. Только вот живем мы почему-то все хуже и хуже. И население миллионами разбегается по всему миру от этой прекрасной жизни.

С таким же успехом можно принять закон, наказывающий за непризнание «выдающихся успехов всех чиновников, депутатов и правительств независимой Украины, добившихся стремительного роста экономики и благополучия всех ее жителей». Но ведь в это никто не поверит. Почему же мы должны принимать неадекватное понимание истории и принципов функционирования успешного государства, которые нам навязывает небольшая группа людей, взявших на себя смелость забрать у миллионов их право на память, их достоинство и историю!

Этим законом моему деду отказали в праве с благодарностью вспомнить о его делах и подвигах, о чем он думал и мечтал, а у меня отняли право свободно рассказать о его жизни, опубликовать архивные материалы, да еще и пригрозили тюремным сроком.

Я считаю, что это очень недальновидный и несовершенный закон, и в ближайшее время его необходимо серьезно пересматривать и вносить адекватные изменения. Иначе нас ждет окончательная моральная деградация. Уже второе поколение в нашей стране растет с губительной для страны верой в конформизм, беспринципность, всеядность, готовность все продать за мнимый и, желательно, быстрый материальный успех.

Если мы хотим восстановить экономику до уровня хотя бы 1991 г. (я уже не говорю о прорывных стратегиях), то нам надо принять нашу историю. Целиком. Такой, какая она есть. Без разрывов на исторические клочки. Вспомнить тех, кто реально сделал важное и значимое для этой страны в разные периоды ее существования. Необходимо убрать все препятствия, чтобы все граждане, а не группа избранных, могли свободно, на любой информационной площадке говорить о своих героях, которые защитили нас от фашизма, человеконенавистничества, дали нам жизнь, образование и оставили в наследство процветающую республику, на экономическом основании которой и возникло современное независимое государство Украина.

Если не будет восстановлена справедливость в этом вопросе, если не прекратится мощное идеологическое давление на людей – страна не сможет полноценно развиваться. Ну если, конечно, наша цель не сплавить в Европу еще 3-5 миллионов заробитчан.

Впрочем, еще вчера это звучало бы как шутка, но сегодня выясняется, что правительство и аффилированные структуры не просто не считают это плохой идеей – они планируют заработать на поставке рабочей силы в Европу.

Нет, друзья, мы сможем двигаться вперед только путем восстановления достоинства нации, реальной оценки ее разнообразного потенциала как на западе, так и на востоке, и для этого нам придется, в том числе, менять и этот закон.

Мой дед, которым я горжусь, не мог выбирать – носить или не носить ему пилотку со звездой или майорские погоны. Он родился в свою эпоху, он родился в этой стране. И он с честью прошел свой путь мужества, военного подвига и труда, строя украинскую республику, ее социальную сферу и экономическую основу.

И я не хочу, чтобы моего деда лишали достоинства и чести люди, которые не только ничего не создали в Украине, ничего не построили, а тотально разграбили эту страну и довели ее народ до нищенства и попрошайничества.

Юрий Старчевский