Новости

Заложник глобальной схватки

Уже пять лет китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited безуспешно пытается добиться от Украины согласования сделки о покупке флагмана украинского машиностроения компании «Мотор Сич». Официальный Киев долго играл в «неопределенность», пытаясь проскользнуть между капельками задевшего Украину геополитического противостояния США и КНР.

Закулисные игры Белого дома

Интерес к украинскому предприятию китайские инвесторы активно стали проявлять еще в 2016 г. Тогда «Мотор Сич» получила кредитные средства в размере 100 млн. долл. под 0,3% годовых в рамках договора с китайской корпорацией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd.

В том же году в процесс «торгов» вступила Служба безопасности Украины, заявив, что «Мотор Сич» подозревается по статье «финансирование терроризма» якобы за сотрудничество с хозяйствующими субъектами на неподконтрольных территориях.

 

В 2018 г. главный владелец и председатель совета директоров компании Вячеслав Богуслаев заявил о продаже своей доли акций китайским компаниям. На сцену вновь вышла СБУ, предъявив руководству «Мотор Сич» подозрения по ч. 1 ст. 14 и ст.113 УК (диверсия по факту подготовки и совершения действий, направленных на ослабление обороноспособности государства). Акции предприятия были арестованы, а на территории концерна СБУ провела обыски.

Китайские инвесторы предложили Украине инвестиционный договор по факту согласования Антимонопольным комитетом сделки о приобретении компании «Мотор Сич». Договор предусматривал, что 25% акций компании получает государственный концерн «Укроборонпром», а китайцы вносят 100 млн. долл. в бюджет Украины на развитие авиастроения.

 

 

Время шло, а АМКУ постоянно затягивал сроки рассмотрения заявки китайского инвестора. В августе 2019 г. окончательно стало понятно, что за каждой частью затянутого марлезонского балета стоят США. Со ссылкой на источник в администрации президента США газета The Wall Street Journal сообщила, что Штаты намерены препятствовать покупке «Мотор Сич» китайцами.

Впоследствии, в ноябре 2019 г., та же Тhe Wall Street Journal писала, что Белый дом сватает собственного покупателя на «Мотор Сич» в лице Эрика Принса  — основателя частной военной компании Blackwater и советника президента Дональда Трампа.

В августе китайские инвесторы сделали очередную попытку добиться завершения сделки по покупке украинской компании. Для этого они заручились партнерством украинского бизнесмена, президента финансово-промышленной группы Development Construction Holding (DCH) Александра Ярославского.

 

«DCH Александра Ярославского со Skyrizon Aircraft Holdings Limited будут совместно развивать ПАО «Мотор Cіч» и украинское авиастроение. Сегодня представители группы DCH достигли договоренности о всестороннем сотрудничестве с китайскими инвесторами, представляющими Skyrizon Aircraft Holdings Limited», — сообщили в пресс-службе компании 5 августа по факту заключения соглашения с китайскими инвесторами.

Терпение Пекина и угрозы Вашингтона

Реакция власти не заставила себя долго ждать. Уже 6 августа на сайте президента Владимира Зеленского появилось сообщение о поручении премьер-министру совместно с СНБО и СБУ принять меры по защите экономических интересов Украины. У Зеленского уточнили, что причиной тому «экономически необоснованное отчуждение имущества предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также субъектов хозяйствования с корпоративными правами государства». Конкретно же в сообщении было указано только одно предприятие — «Мотор Сич».

Уже 7 августа в компании DCH Ярославского заявили, что 6 августа прокуратура наложила дополнительный арест на акции «Мотор Сич».

«К сожалению, те процессы, которые сейчас наблюдаются по «Мотор Сич», не могут не вызывать беспокойства. Вчера, после того как китайские инвесторы предприятия обнародовали информацию о совместной с DCH заявке в АМКУ в рамках обязательного раскрытия информации на Шанхайской бирже, прокуратура дополнительно наложила арест на акции и доквалифицировала формулировку обвинения до «государственной измены», — указывалось в сообщении DCH.

10 августа с официальным заявлением выступила и китайская Skyrizon Aircraft Holdings Limited.

«Все эти пять лет мы выполняем свои обещания, уважая наших партнеров, соблюдая местное законодательство и следуя принципу взаимной выгоды. Компания «Мотор Сич» не смогла бы разрабатывать новые продукты и проекты, а также сохранять тысячи рабочих мест без наших инвестиций. Это всегда был коммерческий проект, основанный на результатах нашего исследования рыночного спроса на продукты и технологии с учетом деловых отношений и целей. Нам очень жаль, что по прошествии пяти лет мы испытали только замешательство и разочарование»,  — указано в сообщении компании.

Инвесторы из Поднебесной, затронув тему экономического суверенитета, очень дипломатично и тонко намекнули на политизацию кейса продажи авиастроительной компании и несамостоятельность в принятии решении Украиной под давлением США.

«Ввиду последних заявлений, сделанных в отношении ОАО «Мотор Сич», в благополучии которого мы заинтересованы и намерены способствовать ему любыми средствами, мы считаем своим долгом обнародовать наши опасения.

С точки зрения экономической логики и экономического суверенитета государства Украина, которое мы глубоко уважаем, действия отдельных представителей структур власти выглядят очень странно. Международное право гласит, что свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена только правовыми нормами и ничем иным. В случае с ОАО «Мотор Сич» были соблюдены все требования украинского законодательства как в процессе приобретения доли в 2016 году, так и в последующий период. Тем не менее мы сталкиваемся с необъяснимым сопротивлением, которое не позволяет компании достичь той высоты, на которую мы намерены ее поднять»,  — отметили в официальном сообщении представители Skyrizon.

Официальная реакция США на новую попытку китайских инвесторов приобрести «Мотор Сич» не заставила себя долго ждать. 26 августа в ходе телефонных переговоров с президентом Владимиром Зеленским эту тему обсудил государственный секретарь США Майк Помпео.

«Госсекретарь Помпео выразил обеспокоенность США по поводу злонамеренных инвестиций КНР в Украину, включая попытки Пекина приобрести производителя двигателей «Мотор Сич»,  — указано в релизе госдепа.

В те же дни украинская власть совершила еще один демонстративно низкий книксен в сторону официального Вашингтона. Очередной акт политического оргазма ввиду «стратегичности» формата американо-украинских отношений успешно сымитировал премьер-министр Денис Шмыгаль в ходе визита в Украину 26—27 августа заместителя госсекретаря США  Стивена Бигана.

По итогам встречи Бигана и Шмыгаля пресс-служба Кабмина сообщила:  «Денис Шмыгаль и Стивен Биган затронули тему торгово-экономического сотрудничества между Украиной и Соединенными Штатами. Глава украинского правительства подчеркнул, что участие американских инвесторов в приватизации украинских государственных предприятий может помочь укреплению двусторонних отношений».

Форму дипломатии, которая основывается на улучшении двусторонних отношений посредством распродажи государственного имущества, можно назвать по-разному. Можно сказать, что это ноу-хау в современном искусстве дипломатических отношений. А можно — что это форма дешевой межгосударственной проституции.

Геополитическая точка сидения

Сейчас китайские инвесторы, судя по всему, настроены предпринять последнюю решительную попытку закрыть сделку по покупке украинской компании. 5 сентября стало известно, что компания Skyrizon направила в Министерство юстиции предупреждение о намерении начать международный арбитраж против государства Украина.

Представители китайской компании считают, что Украина нарушила международные обязательства, закрепленные в соглашении о поощрении и защите инвестиций, подписанном между украинским и китайским правительствами в 1992 г. Skyrizon купила 56% акций авиастроительной компании, но до сих пор не может управлять приобретенным активом из-за наложенного СБУ ареста на акции предприятия.

По мнению китайских инвесторов, Антимонопольный комитет умышленно затягивает выдачу разрешения на концентрацию. Ввиду сложившейся ситуации «Мотор Сич» не может проводить общие собрания, выплачивать дивиденды, а акционеры не могут влиять на менеджмент компании. Как результат — ухудшение финансового положения предприятия и потеря рынков сбыта продукции.

Skyrizon оценивает нанесенный ущерб в 3,5 млрд. долл. и призывает украинскую сторону к проведению переговоров.

Украина долгое время пыталась избежать окончательного принятия решения. Вполне вероятно, что это было продиктовано нежеланием власти предпринимать какие-либо шаги в преддверии ноябрьских выборов президента в США. Возможно, на Банковой считали, что при победе демократа Джо Байдена вопрос ПАО «Мотор Сич» станет менее значимым для состава новой администрации. Тогда бы Киев дал добро на покупку предприятия китайской компанией.

В случае же победы Трампа решение по отказу китайцам в покупке «Мотор Сич» можно было бы преподнести в качестве подарка новому-старому хозяину Белого дома. В Офисе президента этот ход вполне могут рассматривать в качестве инструмента налаживания отношений с командой Трампа. Мол, начнем все с чистого листа и хорошего «презента».

Однако шаткая поза выжидания между двумя баррикадами рано или поздно начинает лихорадить политическую точку, на которой в Киеве решили тактически пересидеть до лучших времен. Выдвинутые претензии от Skyrizon давят на остатки суверенных тестикул Банковой, растянутых в неприятном геополитическом шпагате.

Теперь проблема перед официальным Киевом поставлена ребром, и главный вопрос заключается в том, чего украинская власть боится больше — гнева Вашингтона или серьезных экономических взысканий Пекина.

Попытка сохранить якобы нейтралитет под видом неопределенности позиции сыграла с ЗЕ-командой злую шутку.

На все воля субъекта

Безусловно, всей этой неприятной ситуации можно было бы избежать. Но при одном «но». Если бы Украина была суверенным государством, а не послушной «собачкой», сидящей на лужайке Белого дома в ожидании, пока хозяин бросит ей косточку, заставит бежать за мячиком и потреплет за ушком за послушное выполнение команд.

Тема продажи «Мотор Сич» является не просто крупной хозяйственной сделкой и важным элементом национальной безопасности страны. Это очередная страница прискорбного процесса деиндустриализации отечественной экономики и ее встраивания в глобальную структуру разделения труда в статусе «аграрной сверхдержавы».

Трудности функционирования и развития одного из последних титанов отечественной машиностроительной отрасли прямо связаны с фактической потерей Украиной статуса авиастроительного государства. Украинский авиапром находится не просто в состоянии кризиса, а на грани исчезновения.

Вместо развития отечественного вертолетостроения, о котором говорят уже очень давно, в 2018 г. МВД отметилось крупной сделкой по покупке подержанных вертолетов французского производства.

Из-за конфронтации с Россией «Мотор Сич» осталась отрезанной от традиционного рынка сбыта продукции и необходимых комплектующих, что сказалось на производственном и финансовом состоянии корпорации. Европейский и американский рынки очень ревностно защищают собственных высокотехнологичных производителей, и «Мотор Сич» для них не более чем конкурент, от которого хорошо бы вообще избавиться.

В таких условиях неудивительно, что руководство компании нашло партнеров в лице Китая, который активно интересуется авиационными технологиями.

Ранее, комментируя продажу акций компании китайским инвесторам, Вячеслав Богуслаев откровенно говорил: «Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции».

К слову, активизация украино-китайской кооперации на базе технологий «Мотор Сич» открывает некоторые перспективы и перед ГП «Антонов». Ранее сообщалось, что госкомпания уже вела переговоры с китайскими производителями о серийном налаживании производства самолетов линейки Ан — 148/158/178.

Китайские компании также заинтересованы в потенциале производственных мощностей украинских авиастроителей по выпуску больших транспортных самолетов и ударных беспилотников. Китай — при проведении взвешенной и прагматичной политики со стороны Украины — может стать долгосрочным технологическим партнером.

Ежегодный рост военного бюджета КНР сопряжен с возрастающим экономическим потенциалом страны. Как и у США, военная мощь Китая становится проекцией экономического роста и глобального торгового влияния. Покупка китайской компанией украинской «Мотор Сич» рассматривается в Поднебесной как важный шаг в стратегии развития ВВС страны.

Сейчас КНР активно работает над программой обеспечения армии истребителями пятого поколения, симметрично реагируя на возрастающую технологическую мощь США в этом сегменте.

Показательна ситуация и в вертолетостроении. Китайские компании тесно сотрудничают с европейскими и российскими производителями авиационной техники, закупая зарубежные образцы и производя отечественные аналоги посредством выкупа лицензий на производство. Тем не менее в технологическом отношении Китай критически зависим от внешних поставщиков. Европейцы, как и россияне, охотно предоставляют готовую продукцию, отдельные комплектующие или техническую поддержку, но не производственные технологии.

Китайские производители вели активную работу по созданию серийного производства вертолетных двигателей «Вочужан», однако технические показатели отечественного движка оказались хуже зарубежных аналогов. Двигатель китайского производства уступает в мощности, что сказалось на способности техники поднимать в воздух машины определенной массы с необходимым вооружением и оборудованием на борту. Авиационная промышленность КНР разрабатывает модели тяжелых транспортных, а также ударных и разведывательных вертолетов, способных вести эффективную борьбу и наблюдение за надводным и подводным флотом противника.

Особое внимание Китая к развитию ВВС продиктовано необходимостью защиты исключительной зоны экономического влияния страны в Южно-Китайском море, а также обеспечения безопасности в целом глобального торгово-экономического проекта «Один пояс и один путь». В решении этой стратегической задачи приобретение уникальных технологий украинской «Мотор Сич» может стать для Китая ключевым драйвером для развития авиапромышленности. Вполне очевидно, что это вызывает раздражение и обеспокоенность со стороны официального Вашингтона.

Если встраивание остатков авиастроительной промышленности Украины в производственные мощности Поднебесной имеет свою логику и осторожные позитивные перспективы, то потенциальная национализация «Мотор Сич» или продажа ее американцам не сулит ничего хорошего. При отсутствии внутреннего спроса на продукцию авиастроения и потерю традиционных рынков сбыта в лице России национализированная «Мотор Сич» постепенно деградирует и уйдет с молотка по цене металлолома под шумок очередной волны либертарианской приватизации Интерес США к предприятию измеряется принципом «так не доставайся же ты никому, а особенно Китаю». Развивать украинское производство — при наличии собственных предприятий — американцы точно не станут.

Вымирание украинских видов

Поневоле Украина втянулась и стала заложником глобальной схватки США и КНР. Охота этих геополитических тяжеловесов за остатками высокотехнологичного потенциала Украины — печальная картина, лишний раз подчеркивающая упадок отечественной индустриальной экономики.

Украина утратила возможности пользоваться и применять подобного рода технологический потенциал вследствие примитивизации экономической структуры и разрушения высокотехнологических отраслей. Остаткам индустриального наследия УССР становится тесно в аграрно-сырьевой экономической рамке.

Названия промышленных отраслей Украины одно за другим перемещаются из «Красной книги» в «Черную книгу» вымерших индустриальных видов производства.

Роман ГУБРИЕНКО