Новости

Запорожские казаки и украинцы: почему на самом деле это два разных народа

Украинская историография и украинский национальный миф выросли на отождествлении украинцев с запорожскими казаками. Однако такое отождествление очень удивило бы жителя какого-нибудь украинского местечка столетии этак в 16-м.

Этнический котёл в низовьях Днепра

Начнём с того, что этнонима украинцы не было до середины 17 века, да и после этого он до начала 20 века не являлся основным для населения Украины и имел расплывчатые границы. Православное население на территории Украины называло себя русскими, русинами. Поэтому, говоря об украинцах, будем иметь в виду тех, кого в Российской империи официально именовали малороссами.

Итак, запорожские казаки это часть малороссов или отдельный народ?

Невозможно отрицать, конечно, огромного влияния традиций казачества на формирование особенностей украинского народа и особенно на его национальное самосознание. Однако полного тождества между запорожцами и украинцами никогда не существовало. Этническое происхождение этих двух народов сильно различалось.

Казаков (любых) неверно представлять только как русских крестьян, бежавших в степи от феодального гнёта. В степях всегда было своё население. Это были кочевники, этнический состав которых многократно менялся и перемешивался на протяжении тысячи лет. Скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, авары, болгары, венгры, хазары, печенеги, половцы, татары... Перечислены только самые крупные народы. Многие из них переходили к оседлому земледелию в низовьях Днепра и Дона. И уже потом на этот разнообразный этнический субстрат наслаивались славяне.

Запорожские казаки – выходцы с Северного Кавказа

Среди самих запорожских казаков бытовали легенды об их происхождении от хазар. На это прямо указывала и близость названий: козаки – козаре. В Московской Руси казаков называли черкасами. И это не было простым созвучием с черкесами. Очень многое указывает на родство значительной части запорожцев (и части донских казаков) с северокавказскими черкесами.

Так, в 1623 году московские послы, возвращавшиеся от крымского хана через Кубань, подверглись близ черкесского города Темрюка нападению запорожских казаков, то есть черкасов. Нападение, как передаёт историк Сергей Соловьёв, было совершено в отместку за нападение донских казаков на черкесов. Захваченные послы были переданы местным черкесам и освобождены только после вмешательства турецкого паши из Азова. Очевидно, что в этом эпизоде черкесы и черкасы выступают как один народ, мстящий за обиды своих единоплеменников где бы то ни было.

На ещё одну возможную этимологию имени казаков указывает другое созвучие: козаки – касоги (касохи, косоги). Так звались черкесы Хазарского каганата в древнерусских летописях. Касоги фигурируют там как второй по значимости народ в Хазарии. Множество касогов захватил в плен и расселил в окрестностях Киева ещё князь Святослав Игоревич в конце 960-х гг. Так что днепровские черкасы могли вести своё происхождение и отсюда.

Интересно, что у античных историков абхазо-адыгские племена Северного Кавказа звались зихами, а в 8-10 вв. важным союзником Византии было православное государство Зихия в нынешней Абхазии и районе Сочи. Некоторые историки связывают имя, под которым хопёрские казаки были известны с 14 по начало 20 века – чиги – с зихами.

Таким образом, расселение адыго-абхазских (черкесских) племён в Средние века по всему югу Восточноевропейской равнины было очень широким. Они, несомненно, сыграли огромную роль в этногенезе казаков, причём не только днепровских, но и донских.

Различия в образе жизни

Простых украинцев – мещан и крестьян – привлекало в казаках то, что они не подчинялись панам, жили вольной жизнью, не платили податей, грабили и обогащались. Конечно, такая жизнь была сопряжена со многими опасностями, но казалась отдушиной на фоне вечного мрачного труда. Поэтому казачество это не состояние самого украинского народа, а его мечта о свободной и сытой жизни в те времена.

Основатель украинского национального мифа, историк Михаил Грушевский так писал об этом:

«Из киевского Полесья и из более удалённых краёв – из Волыни, из Белоруссии – каждую весну множество людей двигалось на Киев и расходилось на здешних «уходах», занимаясь ловлей рыбы, зверя, пасечничеством. Они собирались в артели – «ватаги», выбирали атамана, заготовляли оружие и нужные припасы и ранней весной отправлялись в степные «уходы», чтобы хозяйничать там до поздней осени, затем с запасами мёда, рыбы, шкур, лошадей и скота возвращались «на волость». Но на волости их ожидала старостинская администрация и за право пользоваться уходами отбирала львиную долю добычи «на замок». Поэтому более смелые не возвращались на зиму в замки, а зимовали в степях...

Остерегаясь татар в степях, ежеминутно готовые к защите от их нападений, эти степные промышленники не упускали также случая поживиться за счёт татар, ... разграбить караван турецких или армянских купцов, ... а то и городок турецкий или татарский».

Грушевский не учитывает, что, конечно, до притока славянских охотников в степи, там уже были свои «промышленники» такого рода. Так из соединения тех и других складывалось казачество.

Казачество как новый класс феодалов

Когда казаки восставали против королевской власти, громили панские угодья, захватывали и жгли украинские города, это было настоящим бедствием для мещан и селян Украины. С другой стороны, казачья жизнь представляла для них большие соблазны. В самом деле, зачем было пахать землю на пана или трудиться ради гроша, если рано или поздно придут казаки и всё разорят и отберут, когда можно было бросить всё и вместе с казаками грабить тех, кто побогаче? При этом время от времени королевское правительство признавало официальный статус запорожского казачества, а значит, всегда был шанс остаться в этом привилегированном войске.

Так казачество возникло в результате расслоения украинского народа на две неравные части. Одна – наибольшая – продолжала трудиться и только мечтала о вольной казачьей доле. Но ведь не все же могли стать казаками! Другая мнила себя привилегированными «рыцарями», стоящими над этими трусливыми и терпеливыми тружениками.

После присоединения большей части Украины к России во 2-й половине 17 века казацкая старшина (привилегированное сословие урядников) становится новым помещичьим классом на Украине. Она начинает владеть крепостными из числа своих единоверцев. Уже гетман Мазепа владел десятками тысяч душ.

Прежнее казачество получило официальный статус господствующего сословия на Украине. Положение рядовой массы украинцев от этого не изменилось – они как были, так и остались панскими холопами. Одновременно Запорожское войско продолжало притягивать отчаянных беглецов, сохраняло свой демократический характер. Но теперь уже московская власть вместе с казацкой старшиной теснила эту вольницу (а в конце 18 века совсем уничтожила), не давая ей опять возвыситься и занять место новых господ.

Кириллица