Новости

Запрет георгиевской ленточки в Латвии и расизм в США: общего больше, чем кажется

Латвия превращается в страну, где общество начинает понимать – не каждый закон обязателен к исполнению. Будет ли полиция крутить людей, если 9-мая они пойдут к Памятнику освободителям Риги с георгиевскими ленточками? Нацблок этого хочет: ему нужны беспорядки.

Комиссия Сейма Латвии по правам человека и общественным делам в среду концептуально поддержала законопроект, запрещающий использование георгиевской ленточки на массовых мероприятиях в республике, сообщил журналистам председатель комиссии Артусс Кайминьш. Борьба с георгиевской ленточкой идет давно. Она стихла на время пандемии COVID19, но, когда кризис миновал, снова стала актуальной.

Поиск врага

"У Латвии есть основание отметить достаточную угрозу нашему демократическому строю и безопасности. Запретив использование георгиевской ленточки, мы ограничиваем распространение чужой идеологии", – сказал Кайминьш журналистам.

В нынешней редакции закон запрещает использование символов СССР и нацистской Германии: флагов, гербов, гимнов, свастики, знаков SS, серпа и молота, пятиконечную звезду. Исключением являются случаи, когда целью использования не является прославление тоталитарных режимов или оправдание их преступлений. Также 1 июля в силу вступит запрет на использование элементов формы различных военных подразделений.

Новый законопроект еще предстоит рассмотреть в Сейме в трех чтениях.

В кулуарах не сомневаются в том, что законопроект, запрещающий ношение георгиевской ленточки, вступит в силу. Националисты, которые его лоббируют, давят на старые мозоли: русская угроза – самый удобный инструмент для влияния даже на, казалось бы, умеренных политиков.

"Запрет георгиевской ленточки поддержала ответственная комиссия Сейма (парламента), тем самым открыт путь к принятию закона в первом чтении. Перевес на комиссии был минимальным, против выступила полиция и представители всех привлеченных к обсуждению министерств. Но депутаты-националисты отказались слышать разумные возражения и навязали свою больную волю исполнительной и законодательной власти. Наш ответ – протест против нового запрета", – написал на странице Русского союза Латвии (РСЛ) в Facebook сопредседатель партии Мирослав Митрофанов.

По его словам, партия готовит протест.

"РСЛ заявляет митинг с требованием: "Запретить идиотов в Сейме!" Остановим принятие очередного запрета, на этот раз лишенного даже формальной приличной причины. Никаких разумных аргументов, кроме жажды запрещать все, что связано с историей и культурой русского народа, с памятью о разгроме нацизма. О времени и месте митинга будет объявлено тогда, когда мы узнаем, на каком заседании Сейма будет рассматриваться этот запрет", – добавил он.

Мирослав Митрофанов

Мирослав Митрофанов

Маккартизм по-латвийски

На самом деле сейчас в Латвии времена маккартизма. Своего харизматичного сенатора Маккарти, правда, нет — масштаб не тот, но дело его живет и, можно сказать, в определенных кругах побеждает. Русский след ищут везде, а если его нет, то его всегда можно придумать.

Я (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) уже рассуждал на тему того, как сужается русское пространство для латышских националистов. Для них это чревато кризисом: концепция Нацблока во многом построена на том, чтобы бороться со всем русским. Школами, детсадами, СМИ, использованием языка, символами, в конце концов.

Школ на русском уже считай, что нет. Детсады тоже под серьезным прессингом. СМИ еще держатся, но тоже с трудом. Первый балтийский канал прекратил производство местных программ, русское вещание LTV7, по словам главы Нацсовета по электронным СМИ, ликвидируют в телеэфире с 1 января 2021 года. Из государственных пока остается Латвийское радио 4, но и к нему периодически присматриваются через "прицел". Остаются еще частники, но им тоже приходится очень непросто.

Нацблоку же нужна постоянная борьба с "русской экспансией", иначе они перестанут быть конкурентоспособными. Ничего другого эта партия не умеет. Но, конечно, эксплуатировать национальный вопрос она научилась за годы своего пребывания у власти очень хорошо. И фактически смогла подчинить своим интересам всю коалицию. Не дай бог кого-то из них заподозрят в симпатиях к русским – ничего страшнее быть не может.

Георгиевская ленточка и борьба с ней – это еще одна возможность для политиков заявить о себе. Сейчас мы ее запретим. Сомнений в том, что этот закон будет принят, нет почти ни у кого.

С другой стороны, Латвия превращается в страну, где общество начинает понимать – не каждый закон обязателен к исполнению. Будет ли полиция крутить людей, если 9-мая они пойдут к Памятнику освободителям Риги с георгиевскими ленточками? Нацблок этого очень хочет: ему вообще нужны беспорядки. Поэтому, например, эта партия так активно лоббирует идею сноса Монумента освободителям. Если власти решатся на такой радикальный шаг – это приведет к беспорядкам. Тут даже к гадалке ходить не нужно.

Утро у памятника Освободителям в Задвиньи. 9 мая 2017 года.

Утро у памятника Освободителям в Задвиньи. 9 мая 2017 года.

Но МВД и здравомыслящие политики, которые несмотря ни на что тоже есть в латвийской действительности, этого не хотят. В стране 40% русскоязычного населения. Если взорвется эта бомба, то мало не покажется. Тем более, что сейчас перед глазами пример США, где бунты, спровоцированные убийством чернокожего белым полицейским, охватили десятки штатов и перекинулись на Европу. 

Это сравнение, конечно, условно: но расовая и этническая ненависть имеет очень сильную эмоциональную окраску. Один знакомый как-то сказал, что когда чувствуешь – не можешь думать. Очень не хотелось бы, чтобы эти чувства, которые постоянно задевают, в один момент привели к таким разрушительным последствиям, как в США. Латвия же, похоже, никаких уроков из мировой практики не усваивает.

Виктор Петровский