Новости

Защита неба столицы — в прошлом и настоящем

Последние пятьдесят лет ПВО нашей страны было рассчитано на перехват самолетов и ракет. Москва была, по мнению специалистов, непробиваема, хотя никто не испытывал её на прочность, а «перестроечный» пролёт германского пилота-любителя Руста объяснили несогласованностью управления. Но маленькие, коварные беспилотники, которые заявили о себе сравнительно недавно, пролетают большие расстояния и расстрелять их или сбить с курса средствами радиоэлектронной борьбы непросто. К тому же иногда это просто дорого – дроны сравнительно дёшевы, а ракеты, которые способны их поразить, стоят немалых денег.

Что же делать? Наверняка российские военные примут все меры, чтобы усилить оборону Москвы.

Перенесёмся в прошлое. Этому поможет проект «Москва под бомбами 1941-1943» – выставка на Страстном бульваре и документальный фильм, который доступен в Интернете. Третья часть проекта – интерактивная карта, по которой можно узнать дом, подвергшийся атаке, тип бомбы и число жертв, если они были. Весь этот комплекс информации приурочен к 62-й годовщине первого воздушного налёта на Москву в июле 1941 года.

Главная газета страны «Правда» сообщила о бомбежке на другой день в небольшой заметке, опубликованной на 4-й полосе: «В 22 ч. 10 м. 21 июля немецкие самолеты в количестве более 200 сделали попытку массового налёта на Москву. Налет надо считать провалившимся. Заградительные отряды нашей авиации не допустили основные силы немецких самолётов к Москве. В городе возникло несколько пожаров жилых зданий. Имеется небольшое количество убитых и раненных. Ни один из военных объектов не пострадал. Нашей ночной авиацией и огнем зенитных батарей по неполным данным сбито 17 немецких самолетов. Воздушная тревога продолжалась 5 1/2 часов».

Но это было не совсем так – налёт был сильный, и его последствия горожане, конечно же, ощутили.

Немцы могли нанести столице СССР урон гораздо более серьёзный, если бы не мощная московская ПВО и горожане, которые самоотверженно тушили зажигательные бомбы. Гитлеровский лётчик фельдфебель Л. Xaвигxopcт вспоминал: «Накануне удара по русской столице на аэродром Тересполь, где находились два наших отряда, прибыл генерал-фельдмаршал Кессельринг. Он обратился к экипажам: «Мои авиаторы! Вам удавалось бомбить Англию, где приходилось преодолевать сильный огонь зениток, ряды аэростатных заграждений, отбивать атаки истребителей. И вы отлично справились с задачей. Теперь ваша цель – Москва. Будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей, как и несколько прожекторов. Они не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации…»

Поднимая дух немецким пилотам, генерал врал. Вокруг Москвы было создано несколько поясов воздушной обороны. Немецкие эскадрильи начали подвергаться ударам ПВО за двести с лишним километров от столицы. Чем ближе они подлетали, тем яростнее становилась пальба с земли. Над Москвой возникал заградительный огненный пояс. Ничего подобного люфтваффе ранее не испытывали.

Во время воздушной «Битвы за Англию» немцам пришлось нелегко – британская ПВО давала мощный отпор. Но защита советской столицы была организована лучше: асы Германии буквально впадали в панику, попадая в лучи мощных прожекторов и ощущая, как их самолёты прошивают несущиеся с земли смертоносные заряды.

Талалихин Виктор Васильевич

Виктор Талалихин

Немецким пилотам доставалось не только от советской ПВО, но и от истребителей. Самым известным героем битвы за московское небо стал Виктор Талалихин. Ночью 6 августа 1941 года он атаковал вражеский бомбардировщик. Немцы открыли ответный огонь и ранили летчика. Когда у Талалихина кончились боеприпасы, он принял решение идти на таран.

В тот же день радио разнесло весть о подвиге летчика. Газеты опубликовали его портрет и указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

Горожане спасались от бомбежек не только в тоннелях метро – станций в то время было немного, но и в землянках окопного типа, щелях-траншеях, в которые можно было быстро спуститься, – предназначались они в основном для прохожих. Убежища устраивали и в подвалах домов.

Сильным бомбёжкам подвергался Кремль, несмотря на то что его строения были замаскированы. Маскировка была поставлена на хороший уровень. Если бы не лента Москвы-реки, у немцев вообще не было бы ориентиров.

В конце июля сорок первого несколько бомб упали возле Оружейной палаты – взрывной волной выбило стекла в кабинете Сталина. Другим зарядом был повреждён арсенал, погибло более девяноста человек. Ещё одна бомба взорвалась на территории возле Царь-пушки. Рядом случайно оказался председатель комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной армии Анастас Микоян. Он был сбит с ног взрывной волной.

12 августа тонная бомба попала в кремлёвский арсенал. Погиб зенитный пулеметный расчёт, которым командовал лейтенант Георгий Ходарев. Была разрушена восточная часть здания хранилища, серьёзно пострадали гараж Сталина, общежития подразделений гарнизона, складские помещения.

А вот свидетельство кандидата экономических наук Александра Иванова, которому в сорок первом было десять лет: «Мне довелось наблюдать с Моховой (тревогу объявить не успели) воздушный бой где-то над Арбатом. Самолеты вились, как рой пчел, и от них отлетали огоньки. Потом часть самолетов вдруг отошла в сторону (видимо, наши) и начался шквальный зенитный огонь (значит, координация была чёткой), так что немцам пришлось улепетывать буквально с порога Кремля».

Моссовет известил, что «с 24 июля Московский метрополитен с 9 часов вечера прекращает свою работу для того, чтобы женщины с детьми имели возможность спокойно укрываться в метрополитене до объявления воздушной тревоги. Вход в метрополитен с 9 часов вечера до сигнала «воздушная тревога» разрешается только детям и женщинам с детьми. Вход в метро с громоздкими вещами категорически воспрещается. Разрешается брать с собой в метрополитен одеяла, узелки и маленькие чемоданы с питанием для детей». Метро было достаточно надёжным укрытием.

Немцы интенсивно бомбили Москву все лето 1941 года. Позже налёты стали реже, а в последний раз воздушные разбойники Третьего рейха появились над столицей в июне сорок третьего. Но советские лётчики и расчёты ПВО не дали нацистам ни малейшего повода для злобной радости.

Всего во время налетов на Москву было сброшено 1610 фугасных бомб, 1480 из которых взорвались, но при этом враг не смог уничтожить ни один (!) важный стратегический объект. А ведь пилоты люфтваффе атаковали главный город Советского Союза остервенело, используя большое количество самолетов! Однако защитники Москвы выстояли, показав высокий боевой дух, незаурядную смелость и непоколебимую веру в победу.

Вернёмся в наши неспокойные дни. По мнению члена-корреспондента Академии военных наук Александра Бартоша, нападение украинских дронов могло осуществляться не только с территории Украины, но и из районов на территории РФ. Поэтому необходима не только тщательная работа сотрудников правопорядка, но и бдительность гражданского населения – тут могло бы помочь приложение, через которое данные о пролётах стекались бы в единый центр. И, конечно, требуется серьёзное укрепление ПВО.

Есть и нестандартные предложения по обустройству защиты неба, соединяющие опыт прошлого и современные технологии. Для борьбы с дронами предлагается использовать беспилотные дирижабли, которые с помощью РЭБ будут обозревать пространство на сотни километров вокруг и обнаруживать нежданных гостей.

Как сообщили РИА «Новости» в пресс-службе "Высокоточных комплексов" (входит в "Ростех"), в России в 5 раз нарастят выпуск новейшей Системы контроля воздушного пространства, предназначенной в том числе для противодействия налётам беспилотников. Эта система способна обнаружить движущиеся с радиальной скоростью до 270 м/с воздушные цели и также объекты с крайне малой эффективной площадью рассеяния. Система может отслеживать одновременно до 20 летательных аппаратов, в том числе малоразмерные беспилотники, определяя их тип, высоту полета и расстояние до них.

Однако самым эффективным способом борьбы с вражескими беспилотниками станет полное уничтожение военной инфраструктуры Украины, в том числе мест, где изготавливаются смертоносные аппараты. Задача трудная, но иного способа полностью обезопасить столицу и другие города России нет.

ВАЛЕРИЙ БУРТ