Новости

Завершится ли СВО в следующем году?

В последнее время появилось немалое число намёков, не только, как это было раньше, косвенных, но и уже прямых, что мирные переговоры между Москвой и Киевом не за горами.

К косвенным относятся разные инсайды, с завидной периодичностью мелькающие на страницах западных СМИ. Например, буквально на днях немецкий Bild (разумеется, со ссылкой на высокопоставленные, но анонимные источники) поведал о существовании «тайного плана» по давлению на Украину со стороны США и Германии. «Две страны будут оказывать давление на Украину, чтобы она начала переговоры с Россией, постепенно сокращая поставки оружия. Согласно плану, Вашингтон и Берлин предоставят Украине достаточно оружия и бронетехники, чтобы удержать нынешнюю линию фронта, но недостаточно, чтобы вернуть себе оккупированную территорию. Они надеются подтолкнуть украинского президента Владимира Зеленского к столу переговоров с российским лидером Владимиром Путиным», – пишет издание.

Среди прямых стоит выделить:

– провал контрнаступления, показавший всю нереалистичность планов Киева по выходу к границам 1991 года;

– информационная кампания против Зеленского, запущенная на Западе и подхваченная внутри Украины сторонниками не растерявшего политические амбиции Петра Порошенко;

– выход в публичную плоскость конфликта между Зеленским и главкомом ВСУ Валерием Залужным, свидетельством которого можно считать: а) убийство (по официальной версии, несчастный случай) помощника главкома Геннадия Частякова в ответ на статью Залужного о тупиковой ситуации на фронте в The Economist; б) призыв Зеленского к Залужному не идти в политику; в) запрет, спущенный из Офиса президента, главам обладминистраций на общение с главкомом; г) резкая критика Залужного нардепом Марьяной Безуглой, в частности, призывающей к его отставке;

– проблемы, возникшие у американского президента Джо Байдена при согласовании нового пакета помощи Украине на 2024 год;

– ослабление поддержки со стороны Евросоюза (блокировка Венгрией всех финансовых траншей, а также новых поставок вооружения).

И вот на фоне этих прямых факторов косвенные начинают играть, переливаясь всеми цветами радуги. Но, как известно, у радуги срок не долог. Точно так же дела обстоят и с перспективой мирных переговоров. Вроде бы все предпосылки налицо, но процесс не двигается с места: как вчера заявил Зеленский в интервью Nikkei, «переговоры о прекращении огня с Москвой могут начаться только после того, как российские военные полностью покинут территорию Украины» (а немногим ранее глава украинского МИД Дмитрий Кулеба опроверг информацию о давлении Запада на Киев с целью усадить последний за стол переговоров).

И, похоже, действительно мирных переговоров в диапазоне конца этого и всего следующего года вряд ли стоит ждать.

И на это есть две серьёзные причины.

Во-первых, президентские выборы в США, на которых, по всей видимости, схлестнутся Джо Байден (у демократов, по данным Reuters, не существует плана «Б» на тот случай, если Байден откажется баллотироваться, что является практически 100% подтверждением, что действующий президент попытается пойти на второй срок) с бывшим хозяином Белого дома Дональдом Трампом. И, учитывая значительные провалы во внешней политике (вывод войск из Афганистана, а также безоговорочную поддержку Израиля, вызвавшую недовольство мусульманского электората, ранее поддерживавшего демократов), мирные переговоры Киева с Москвой (особенно в контексте жёсткой риторики Байдена и его администрации в адрес РФ и лично Путина) станут последним гвоздём в крышку политического гроба Байдена. Демократы, чтобы иметь хоть какой-то шанс на успех, просто не могут себе позволить завершение российско-украинского конфликта до президентских выборов, что состоятся в ноябре следующего года.

Ко всему прочему, американские выборы являются ориентиром и для Кремля: ведь если победит Трамп (а вероятность этого на сегодняшний день не такая уж и маленькая), то поддержка Украины Штатами либо уменьшится в разы, либо вовсе прекратится (о чём не раз говорил сам Трамп), что даст России ощутимые преимущества, которыми, надо думать, она не преминёт воспользоваться.

Во-вторых, ситуация на фронте после провала украинского контрнаступления претерпела существенную трансформацию в пользу российской армии, по сути, являясь предпосылкой к сдвигу линии соприкосновения в сторону Киева. Что, кстати говоря, отмечается даже на Западе. Так, Time прямо пишет, что «Путин не заинтересован в том, чтобы предлагать какие-либо заслуживающие доверия уступки, на которые, по мнению Зеленского, он мог бы пойти».

Президенту России слишком легко призвать новых рекрутов в таком количестве, с которым Украина не может сравниться… Он также может подождать и посмотреть, что произойдёт с поддержкой Запада в следующем году и что решат американские избиратели в ноябре следующего года,

– говорится в публикации.

The Economist полагает, что «Путин подрывает убеждённость Запада в том, что Украина может – и должна – выйти из войны процветающей европейской демократией». Издание пишет:

Причина, по которой победа Путина возможна, заключается в том, что победа зависит от выносливости, а не от захвата территории. Ни одна армия не в состоянии вытеснить другую с земли, которую они в настоящее время контролируют. Контрнаступление Украины застопорилось. Поле битвы формирует политику. Импульс влияет на моральный дух. Если Украина отступит, инакомыслие в Киеве станет ещё громче. На Западе также будут звучать голоса, говорящие, что отправлять Украине деньги и оружие – это пустая трата времени. По крайней мере, в 2024 году Россия будет в более сильной позиции для борьбы.

О том, что Россия готовится, и готовится очень серьёзно, к продолжению СВО в следующем году, говорит и её оборонный бюджет, составляющий – впервые за 30 лет – почти 11 трлн рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2023-м (6,8 трлн), в 2,3 – чем в 2022-м (4,7 трлн) и втрое – чем в 2021-м (3,5 трлн).

Поэтому нет – никаких мирных переговоров в 2024 году не будет.

Алексей Мошков