Новости

Зеленский готовится к противостоянию с харьковской региональной элитой

На Украине на слуху всегда были два клана – днепропетровский и донецкий, хотя харьковский, в основном державшийся в тени, имел существенное влияние и выходцы из харьковской региональной элиты играли и продолжают играть существенную роль в украинской политике.

В их числе как сошедшие с политической сцены представители, так и действующие, продолжающие оказывать серьезное влияние на расклад политических сил. Достаточно вспомнить министра внутренних дел Авакова и мэра Харькова Кернеса, уже много лет не сходящих со страниц СМИ и заявляющих о себе по разным поводам. Меня удивляет оценка некоторых российских экспертов и журналистов, что Аваков и Кернес, принадлежащие к харьковской группировке, как будто бы готовы вместе взаимодействовать по реализации поставленных Киевом задач. Это далеко не так, они непримиримые враги и совместная деятельность просто исключена.
 

Харьковская региональная элита весьма специфична. Принадлежность харьковского региона к Юго-Востоку накладывала определенный отпечаток и на его элиту, особенностью которой, кроме некоторых моральных отщепенцев, всегда было неприятие украинского национализма и отстаивание тесных отношений с Россией. Современная харьковская элита начала формироваться в конце 80-х под воздействием яркой и неординарной личности с трагической судьбой Евгения Кушнарева. Бывший партийный чиновник, перешедший на позиции демократической платформы в КПСС, первый харьковский мэр, депутат парламента, глава администрации президента Кучмы и харьковский губернатор. Талант организатора и способность привлекать на свою сторону разные силы и объединять их в отстаивании интересов региона и города в борьбе с украинским национализмом проявились в нем в полной мере.

После оранжевого переворота в 2004 резко выступил против насаждения национализма режимом Ющенко, в то время крылатой стала его фраза «от Харькова до Киева четыреста восемьдесят километров, а до границы с Россией сорок». Он был одним из инициаторов и организаторов Северодонецкого съезда и создания Юго-Восточной республики. Потом он пытался создать свою политическую силу «Новая демократия», в создании которой принимал участие и я. К сожалению, Кушнарев сделал упор не на актив города, а на чиновников из своего окружения, которые предали его. Активисты покинули этот чиновничий проект и партия развалилась, а Кушнарев перешел в Партию регионов и стал депутатом парламента на третьих ролях у «донецких» и перестал играть какую бы то ни было роль на государственном и региональном уровне. Ходит несколько версий его гибели в 2007 году, от заказного убийства до случайного выстрела на охоте. В то время как политик он уже не играл серьезной роли и вряд ли кому нужна была его ликвидация, он остался один без соратников и друзей и, по всей видимости, это была трагическая случайность.

Именно Кушнарев начал формировать харьковскую элиту, при его поддержке на пост мэра в 2005 был избран Добкин, бизнесмен средней руки, проявивший себя во время оранжевого переворота в 2004 году как непримиримый борец с укронацистами. Он отстаивал победу Януковича и не сдавался до последнего, организуя в городе протесты против оранжевых. Кернес уже был депутатом и был избран секретарем горсовета, второй по значимости в нем должности. Одновременно по протекции Кушнарева председателем харьковского облсовета был избран Чернов, руководящий им до сих пор. То есть усилиями Кушнарева в Харькове сформировалась своя региональная элита, объединенная не только бизнес интересами, но и определенными политическими взглядами.

Интересна сама история вхождения Кернеса во власть. Это бывший уголовник, из бедной еврейской семьи, наперсточник в начале 90-х, хорошо известный в уголовной среде. Кушнарев увидел в нем задатки хозяйственника и несмотря ни на что продвигал его. При поддержке Кушнарева в начале 2000-х Кернес стал секретарем горсовета, но продержался недолго. И только с избранием мэром Добкина их тандем громко заявил о себе и на него обратила внимание команда Януковича. Добкин и Кернес далеко не ангелы, но в условиях националистической диктатуры и давления из Киева они как могли отстаивали экономические и политические интересы региона.

Становление тандема Добкин –Кернес происходило в период правления Ющенко и они как могли противостояли давлению оранжевых. Ющенко поставил губернатором никому не известного в городе мелкого предпринимателя, выросшего на приватизации городской недвижимости Авакова, активно поддержавшего оранжевых и начавшего усиленно навязывать новую власть в регионе.

Аваков, кроме того что он идейный и убежденный русофоб, по своим моральным качествам был хапугой и барыгой, не брезгующий никакими методами по наращиванию своего капитала, в том числе и физическим устранением конкурентов. Один из его соратников Мотылевский. покончивший с собой, в предсмертной записке написал: «Всё-таки его кугутство и жадность к деньгам, увы, превышает уровень благородства». Точнее об Авакове и не скажешь.

Аваков был человеком из другой среды и не вписывался в менталитет харьковской элиты и населения и не прижился в Харькове. Силовое навязывание власти киевского режима вызывало отторжение в городе, а из-за своей жадности и стяжательства он вызывал неприятие даже у своих соратников и остался чужим для всех. На почве своей ненависти ко всему русскому он сблизился с выходцем из харьковского села Билецким, убежденным нацистом и сторонником «белой расы». Под крышей СБУ он помог ему сформировать из уличной шпаны и футбольных фанатов группировку «Патриот Украины», которая после переворота стала карательным батальоном «Азов».

Не имеющие никакого отношения к харьковской элите Аваков и Билецкий, ментально оторванные от харьковчан, стали изгоями в городе и опираются только на маргиналов. Оба они стараются в городе не появляться, поскольку отлично знают, как их здесь презирают. Пристанище себе они нашли в Киеве, где их убеждения оказались востребованы.

При правлении Ющенко на почве расхождения интересов в бизнесе и политике сложилось жесткое противостояние Кернеса с Аваковым, которое продолжается до сих пор. Аваков предпринимал титанические усилия по отстранению Кернеса от власти, через парламент организовал неудавшуюся процедуру роспуска харьковского горсовета, а с помощью Луценко было возбуждено несколько уголовных дел против Кернеса, но он устоял.

После избрания в 2010 году Януковича президентом вместо Авакова губернатором был назначен Добкин и Аваков с Кернесом поменялись местами, теперь против Авакова было возбуждено ряд уголовных дел за его махинации в бытность губернатором. При проведении очередных выборов мэра в 2010 году интересы Кернеса и Авакова обратно пересеклись, они были основными претендентами на этот пост и Кернес одержал убедительную победу, город отказал Авакову в доверии и вскоре под тяжестью возбужденных против него уголовных дел ему пришлось бежать в Италию.

Таланты Кернеса как хозяйственника особенно проявились после его избрания мэром, он сделал Харьков лучшим городом на Украине по благоустройству и инфраструктуре, конечно он и его команда воровали, без этого ни одна власть на Украине не может существовать, но при этом они умудрялись содержать город в хорошем состоянии и на выборах в 2015 году при режиме Порошенко харьковчане вновь избрали Кернеса мэром с большим отрывом от конкурентов.

Добкин и Кернес с 2010 года стали самыми активными проводниками политики Януковича на Украине, президент сделал ставку на них и после переворота в феврале 2014 именно в Харькове был проведен съезд, на котором планировалось организовать сопротивление киевским путчистам, но Янукович струсил и сбежал из Харькова. Кернес решил договариваться в Коломойским и предотвратить противостояние в городе поднявшемуся харьковскому сопротивлению. Беседовал он и со мной несколько раз, убеждая прекратить протестное движение в городе, но поняв, что это бесполезно, прекратил вмешиваться.

Противостояние Кернеса и Авакова дошло до организации в апреле 2014 покушения на Кернеса, в результате которого он остался прикован к инвалидной коляске. Кернес не раз публично заявлял, что покушение на него организовал Аваков и для этого у него были веские основания.

С приходом к власти Зеленского противостояние между Кернесом и Аваковым не прекратилось. Аваков остался при власти и пытается провести на должность губернатора своего человека и как будто бы назначенный Зеленским новый губернатор Кучер является человеком Авакова. Трудно сказать, насколько это так, слишком бледно этот бывший вороватый адвокат выглядит для того, чтобы противостоять Кернесу с его опытом руководства городом и внушительной поддержкой горожан.

К тому же может вмешаться третья сила в лице харьковского бизнеса, которая пока держалась в стороне от политики. Так крупный харьковский бизнесмен Ярославский, входящий в десятку самых богатых людей Украины и построивший в Харькове к Евро 2012 новый стадион, здание аэропорта и 5-звездную гостиницу, начал неожиданно проявлять активность. Он по собственной инициативе вышел на ведущего российским политическим ток-шоу Соловьева и в прямом эфире заявил, что готов вложить 107 млн. долларов в восстановление донецкого аэропорта и рассматривает еще ряд вариантов вложения средств в инфраструктурные проекты. При недавнем посещении Харькова Зеленским, где он представлял нового губернатора Кучера из своей команды, на авиационном заводе в его свите оказался и Ярославский, который публично заявил, что он готов финансово поддержать завод в решении его насущных проблем. Эти ходы крупного и известного бизнесмена несколько неожиданны, после стольких лет молчания он выходит из тени и делает заявку на участие в региональной и государственной политике.

В свите Зеленского пристроился и Аваков, пытающийся влиять на харьковскую региональную политику. На представление нового губернатора Зеленский никого не пригласил из городских властей, показывая свое неприятие действующей городской власти, пользующейся серьезной поддержкой населения. По всей видимости, Зеленский готовится к серьезному противостоянию с городскими властями во главе с Кернесом, который в свое время успешно выдержал натиск Ющенко и Порошенко.

Где-то на российских и европейских просторах обитает еще один представитель харьковского бизнеса, беглый младоолигарх времен Януковича Курченко, так называемый «карман Януковича», который несмотря на серьезное его «раскулачивание» не оставил амбиций вернуться и играть активную роль.

Так что борьба за влияние на крупнейший регион Украины на ослабевает и разновекторные силы хотят его взять под свой контроль. Харьковская региональная власть, отстроенная еще Кушнаревым, в целом держала регион в руках и как могла сопротивлялась его дерусификации. С приходом к власти команды Зеленского тенденции, заложенные режимом Порошенко, сохраняются и противостояние неизбежно, чем оно закончится пока трудно сказать.

Юрий Апухтин