Новости

Зеленский пытается переписать нарратив России на глобальном Юге

Киев должен обратиться к "глобальному Югу" с просьбой помочь украинской армии. По мнению авторов статьи для Bloomberg (США), Зеленскому следует наладить контакты с Африкой и Азией. Но сделать это будет непросто, так как они активно сотрудничают с Россией.

Украина заручилась поддержкой Запада в военном конфликте с Россией. Но для обеспечения победы ей понадобятся и развивающиеся страны.

Оглядываясь на год, прошедший после начала российской военной спецоперации, президент Украины Владимир Зеленский может с удовлетворением думать о действиях своей страны на двух фронтах. На полях сражений на востоке его солдаты и генералы выстояли против более крупного и лучше вооруженного врага. А на западе Зеленский разгромил своего оппонента, Владимира Путина, в войне нарративов.

Зеленский удержал США и Европу за Украиной, что, в свою очередь, дало его военным моральный дух и боеприпасы, необходимые для сдерживания России. Его личная харизма и ловкая дипломатия помогли преодолеть первоначальное нежелание Америки и Европы противодействовать Путину и получить все более мощное оружие от стран НАТО. Приверженность Запада делу Украины была подчеркнута на этой неделе визитом президента США Джо Байдена в Киев.

Но в условиях, когда украинский конфликт перевалил на второй год, украинский лидер должен направить больше энергии на зияющий пробел в своей пиар-кампании: Глобальный Юг. В большинстве развивающихся стран Украина не смогла бросить вызов превосходству России в войне нарративов. Здесь Киеву тоже понадобится помощь Запада, но у него есть и собственное мощное оружие.

На первом этапе конфликта глобальный Юг не занимал видного места в украинских приоритетах. Зеленский считал тогда, что обеспечение стабильного потока западного оружия и помощи было абсолютно необходимо для предотвращения того, чтобы вся его страна не пошла по пути Крымского полуострова в 2014 году, когда Путин воспользовался отсутствием поддержки со стороны США и Европы. Весной 2022 года внимание и поддержка Запада были экзистенциально важны для Украины.

Но, защитив свою страну от мгновенного уничтожения и аннексии, Зеленский сейчас нуждается в поддержке Глобального Юга, чтобы оказать давление на Путина, чтобы тот прекратил конфликт. Когда придет время, Украине также потребуется международный консенсус, чтобы заставить Россию выплатить репарации и понести ответственность за военные преступления.

Это являет собой для Зеленского и его кабинета весьма отдаленную перспективу. "В украинском руководстве четко осознают, что Глобальный Юг — это слепое пятно для Украины", — говорит Фабрис Потье, генеральный директор консалтинговой компании Rasmussen Global, который консультировал украинское правительство. Выступая на совместном заседании Конгресса США в конце прошлого года, Зеленский охарактеризовал конфликт как "битву за умы мира" и говорил о необходимости обеспечить победу не только Украине, но и "странам Глобального Юга".

Однако, чтобы привлечь развивающиеся страны на свою сторону, Зеленскому потребуется что-то неизмеримо большее, чем трескучая риторика. Как и в первые дни СВО, украинцам остро не хватает ресурсов, необходимых для информационно-пропагандистской войны. Во-первых, у Киева есть лишь небольшая доля дипломатического потенциала по сравнению с тем, которым обладает Москва. "Украинцы изо всех сил пытаются найти правильные каналы, — говорит Потье. - Например, у них всего пять посольств на всем африканском континенте. В этом отношении они не могут конкурировать с Россией".

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба не имеет ни таких международных связей, ни такого международного авторитета, какими обладает его российский коллега Сергей Лавров. С самого начала украинского конфликта Лавров летает по развивающимся странам, чтобы продвигать его российскую версию. А когда он не летает, то принимает в Москве министров иностранных дел стран Глобального Юга. Кулеба же очень слабо набирает "бонусные мили" для часто летающих пассажиров, а его красная ковровая дорожка совсем слабо изношена.

На Западе Зеленский компенсировал свои не очень многочисленные зарубежные поездки, выступая с видеообращениями к Европейскому парламенту, французским законодателям или Всемирному экономическому форуму. Но этот подход не работает со скептически настроенной аудиторией Глобального Юга. Когда прошлым летом Зеленский обратился к Африканскому союзу, на виртуальной сессии присутствовало только четыре из 55 глав африканских государств. Многие другие африканские лидеры были рады принять у себя Лаврова, терпеливо выслушивая его пропаганду об украинском (и западном) вероломстве.

Развивающийся мир по большей части голосовал против России по резолюциям Организации Объединенных Наций, касающихся украинского конфликта. Но среди них было и значительное число "сторонних наблюдателей", которые воздерживались при голосовании или вообще не голосовали. Всего через несколько дней после начала боевых действий 35 стран — все с Глобального Юга, на долю которых в совокупности приходится почти половина населения мира — воздержались при голосовании, осуждающем спецоперацию России. В октябре столько же воздержалось при голосовании, осуждающем аннексию Москвой части восточной Украины. (В обоих случаях только пять стран проголосовали против резолюции).

И имейте в виду, что это были символические, ни к чему не обязывающие резолюции — как и недавнее голосование по предложению, подчеркивающему безотлагательность поиска "всеобъемлющего, справедливого и прочного мира" на Украине. Когда же дело доходит до значимых резолюций, симпатии к России оказываются сильнее. В апреле 58 стран воздержались, а 24 проголосовали против предложения исключить Россию из Совета ООН по правам человека из-за ее поведения на Украине.

Этого голосования было недостаточно, чтобы удержать Москву в Совете, но оно положило конец любым представлениям о том, что Путин изолирован и лишен друзей. Среди скептиков и противников были самые известные страны Глобального Юга. Китай, Эфиопия, Иран и Алжир проголосовали против, а Индия, Индонезия, Бразилия, Нигерия и Южная Африка воздержались.

Это умышленное игнорирование реалий военного конфликта на Украине объясняется несколькими факторами. Лидеры многих развивающихся стран, особенно в Африке, хранят теплые воспоминания о поддержке Москвы во время их борьбы за свободу против западных колониальных держав. Некоторые из них недавно стали бенефициарами российской экономической щедрости. Третьи с осторожностью относятся к возможной потере давних военных связей с Москвой. Некоторые ловко используют конфликт для добывания у России нефти и газа по сниженным ценам. А некоторые просто берут пример с Китая, главного союзника России.

Чтобы преодолеть это сочетание причин, потребуются иные нарративы, чем те, которые дали Зеленскому такую большую популярность на Западе. Правда, как недавно заметил Ричард Гоуэн из аналитического центра International Crisis Group, нарушения суверенитета — это то, что не нравится даже автократиям: 21 из 55 государств, которые Freedom House классифицирует как "несвободные", поддержали Украину. Тем не менее, многие страны Глобального Юга, возможно, не "купятся" на запугивания (или они их не волнуют) о том, что позволение Путину аннексировать Украину побудит его потребовать другие территории в Европе. Трудно убедить развивающиеся страны в том, что, заплатив больше за газ сегодня, они обезопасят свои будущие свободы завтра.

Но Зеленский может применить и другие нарративы, которые могут найти какой-то отклик на Глобальном Юге. Народы, которые страдали от колониального и имперского гнета, можно убедить, что Украина теперь сталкивается с обеими этими проблемами.

"Украинская пропаганда об общем с развивающимися странами пережитом опыте колониализма и империализма была бы довольно сильной на Глобальном Юге, — говорит Гаспар Эстрада, политолог из французского аналитического центра Sciences Po, специализирующийся на Латинской Америке. - Зеленский также может сказать: "Как и вы, мы отвергаем понятие зон влияния". Это был бы довольно весомый аргумент для новых левых лидеров в Латинской Америке, потому что это их мышление".

Зеленский также может ссылаться на украинско-африканские связи времен холодной войны. Рашид Абди, геополитический аналитик и научный сотрудник Института Rift Valley, отмечает, что многие африканские лидеры, сохраняющие чувство лояльности к старому СССР, обучались и получали образование на Украине, а не в России. "У Украины более длительные отношения с Африкой, и африканцы получили от них немало выгод, — говорит он. - Это также довольно разносторонние отношения, а не только поставки пшеницы и удобрений. Украинцы были весьма щедрыми на стипендии, и до конфликта там учились десятки тысяч африканских студентов".

Зеленский также может попытаться обратиться к простым африканцам через головы их элиты и политических лидеров, чтобы задействовать проукраинские настроения масс. "Среди общественности здесь все же преобладает точка зрения Запада, что Россия является захватчиком, — говорит Моника де Болле, старший научный сотрудник Института международной экономики Peterson. - Это проявляется в газетных статьях, академических мероприятиях и в том, как украинский военный конфликт изображается на телевидении. Присутствует и восхищение Зеленским, пусть и не такое выраженное, как на Западе".

Поскольку сам Зеленский должен тратить время и энергию, чтобы удержать вокруг себя своих западных благодетелей, украинскому лидеру потребуются некие суррогаты, чтобы помочь донести свою пропаганду до развивающегося мира. Западным лидерам может не хватить доверия африканской общественности, учитывая сложную историю колониальной политики их стран на Глобальном Юге. Но Зеленский может попытаться вербовать "доверенных лиц" из лидеров стран на периферии России, которые хорошо знают последствия имперских амбиций Москвы.

У Запада тоже есть своя роль: обеспечить экономическое и дипломатическое покрытие тех потерь, которые могут понести развивающиеся страны, если они перейдут на сторону Украины. Благоприятные условия торговли, списание долгов и новые программы помощи: США и европейские страны хорошо знают, как вознаграждать тех, кто выбирает верную сторону истории.

Автор: Бобби Гош (Bobby Ghosh)