Новости

Жара в Штате одинокой звезды

В субботу вечером в Далласе (Техас) огненной речью экс-президента США Дональда Трампа завершилась Конференция консервативных политических действий (CPAC) — ежегодное мероприятие Республиканской партии, своего рода парад и смотр партийных войск. Это событие неизменно вызывает зубовный скрежет у либералов и прогрессистов Америки, но на сей раз к ним присоединились даже их единомышленники с Британских островов. Интернет-издание The Independent разразилось статьёй «Республиканцы на CPAC возлагают вину за вторжение России на Украину — но не на Владимира Путина».

Особое возмущение журналиста Эндрю Файнберга вызвал тот факт, что выступавшие на конференции республиканские политики и активисты один за другим «приписывают нападение на Украину не Путину, который объявил о вторжении около 06:00 в четверг по Москве, но мистеру Байдену, несмотря на отсутствие у американского президента каких-либо полномочий или механизма для передачи приказов российским вооружённым силам». Если это ирония, то довольно далёкая от стандартов английского юмора. На самом деле республиканцы обвиняют Байдена в том, что его администрация сделала всё возможное для эскалации конфликта на Украине, — и тут с ними сложно спорить.

Например, техасский политический тяжеловес сенатор Тед Круз заявил, что российское вторжение произошло потому, что Байден и его советники «отдали предпочтение партийной политике, а не сути дела». В интервью The Independent Круз, член комитета по международным отношениям сената США, сказал, что конфликт был вызван «ошибками администрации Байдена». А когда журналист попросил его уточнить, действительно ли он обвиняет «во вторжении на Украину» не Путина, а Байдена, Круз ответил: «Да, я абсолютно так считаю!»

Сенатор-республиканец из Индианы Майкл Браун заявил, что произошедшее на Украине было вызвано демонстрацией слабости США — уходом из Афганистана летом 2021 года, а также возобновлением переговоров с Ираном о возврате к «ядерной сделке», похороненной Трампом. Про Афганистан на CPAC говорили многие — бывший конгрессмен от Джорджии Даг Коллинз, например, предположил, что администрация Байдена была настолько «травмирована» катастрофическим уходом из Афганистана, что просто побоялась вводить против России санкции до 24 февраля, что могло бы, по мнению Коллинза, предотвратить конфликт.

А бывший губернатор штата Миссури Эрик Грейтенс и вовсе нырнул в пучины теории заговора: он не только обвинил Байдена в том, что его «политика слабости и хаоса» привела к «агрессии, подобной той, которую мы наблюдаем на Украине», но и предположил, что «подход администрации Байдена» к Путину был — ни больше ни меньше! — частью коварного плана по уничтожению Соединённых Штатов изнутри.

Гораздо ближе к реальности оказался сенатор от штата Миссури Джош Хоули, чьё выступление завершило первый день конференции. Хоули обвинил Байдена, что тот, следуя зелёной повестке, ввёл санкции против американских производителей энергии — прежде всего нефтяников и угольщиков — и тем самым дал зелёный свет российским энергоносителям.

«Он даёт зелёный свет путинскому трубопроводу и перекрывает американские трубопроводы — стоит ли удивляться, что Владимир Путин чувствует в себе смелость делать то, что, чёрт возьми, он хочет делать?» — сказал Хоули, имея в виду «Северный поток — 2» и трансамериканский трубопровод Keystone XL, решение о прекращении строительства которого было едва ли не первым принятым Байденом после вступления в должность президента.

Иными словами, республиканцы обвиняют Байдена в том, что он а) показал всему миру слабость Америки, позорно сбежав из Афганистана; б) вёл ошибочную политику по отношению к России; в) существенно ослабил американский энергетический сектор, дав тем самым конкурентные преимущества российской энергетической отрасли.

И что же из этого, спрашивается, неправда?

Но поскольку признать, что республиканцы правы, демократы не могут, то в ход идут унылые обвинения в «организованной кампании» по очернению Байдена.

Ссылаясь на некий очень анонимный источник (так всегда пишут опытные журналисты, когда нужен подтверждающий их точку зрения комментарий, а его никто не даёт), Файнберг утверждает: «В последние дни по официальным каналам Республиканской партии были распространены типовые тезисы, предписывающие... обвинять Байдена во вторжении». И якобы, подчиняясь этим спущенным откуда-то сверху темникам, партийные деятели «вместо того, чтобы заявить о поддержке, пусть и неохотной, усилий администрации Байдена по привлечению России к ответственности за неспровоцированное нападение на её соседа... дали зелёный свет на то, чтобы охарактеризовать российскую агрессию как реакцию на слабость со стороны мистера Байдена».

Такова, во всяком случае, версия, которую пытается скормить читателям The Independent. Поверить в неё непросто хотя бы потому, что республиканцы при всех своих недостатках очень ценят свободу высказываний и не склонны слепо подчиняться партийной дисциплине, если указания сверху идут вразрез с их собственными убеждениями. Гораздо вероятнее, что Байден и его администрация проводят настолько неуклюжую и непрофессиональную политику как внутри, так и за пределами страны, что констатация этого факта становится общим местом.

Настолько общим, что даже далёкий от политики основатель и легендарный вокалист группы Pink Floyd Роджер Уотерс в интервью CNN заявил, что именно Байден «подливает масло в огонь конфликта на Украине», совершая тем самым «серьёзное преступление».

Ту же идею попытался донести до американских консерваторов премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, чьё выступление на конференции стало настоящей сенсацией дня. Орбан порадовал техасцев хорошо продуманными каламбурами («Мы решили, что нам не нужно больше гендеров, а нужно больше рейнджеров. Меньше трансвеститов и больше Чаков Норрисов!») и предложил вместе бороться против общего врага. «Прогрессивные либералы не хотели моего приезда, — заявил венгерский премьер под аплодисменты зала, — потому что знали, что именно я вам скажу. А сказать я хочу следующее: нам с вами нужно объединить силы. Мы, венгры, знаем, как побеждать врагов свободы на поле политической битвы!»

И сказал Орбан, что любопытно, примерно то же самое, что говорили якобы получившие указания сверху политики-республиканцы. Оговорившись, что Венгрия «полностью солидарна» со своей «соседкой-Украиной», Орбан обвинил в конфликте если не Байдена лично, то те самые «прогрессистско-вокистские» силы, которые ведут борьбу с христианством, с традиционной семьёй, с общепринятыми ценностями — как в самих США, так и в Европе и по всему миру.

«На мой взгляд, стратегия лидеров-глобалистов обостряет и продлевает конфликт и уменьшает шансы на мир, — заявил венгерский премьер. — Без российско-американских переговоров мир на Украине никогда не наступит». Но чтобы такие переговоры принесли плоды, недвусмысленно намекнул Орбан, США нужен другой президент. «Не могу вам диктовать, как поступить, — это должно быть ваше суверенное решение. Но могу сказать вот что: лишь сильные лидеры способны достичь мира. Мы, соседи Украины, отчаянно нуждаемся в сильных лидерах, способных заключить мирное соглашение. SOS, SOS, просим о помощи! Нам нужна сильная Америка с сильным лидером».

Нетрудно догадаться, кого имел в виду Орбан, — и этот человек не упустил случая вновь заставить весь мир говорить о себе, выступив на закрытии CPAC с двухчасовой пламенной речью.

«В то время, когда мы собрались сегодня вечером, — обратился к собравшимся Дональд Трамп, — наша страна разрушается — больше изнутри, чем снаружи. Америка стоит на краю пропасти. И наше движение — единственная сила на Земле, которая может её спасти... То, что мы будем делать в ближайшие несколько месяцев и ближайшие несколько лет, определит, рухнет ли американская цивилизация, потерпит неудачу или же она восторжествует и будет процветать... как никогда раньше. Сейчас не время для самоуспокоенности. Мы не можем быть самодовольными. Мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы разобраться с леворадикальными сумасшедшими социалистами и фашистами. И мы должны ударить по ним очень, очень сильно. Мы должны нанести им сокрушительное поражение, потому что наша страна не может этого вынести».

Для описания того положения, в котором находится Америка спустя два года после украденных демократами выборов, Трамп не жалел чёрных красок. «Мы нация, которая сдалась в Афганистане, оставив после себя мёртвых солдат, американских граждан и лучшую в мире военную технику на $85 млрд. И мы нация, которая позволила России разорить страну Украину, убив сотни тысяч людей (оставим это утверждение на совести экс-президента США и его источников информации. — К.Б.)... Этого бы никогда не случилось, если бы я был твоим главнокомандующим. И четыре долгих года этого не было. А Китай с Тайванем на очереди».

Перспективы у США тоже нерадужные: «Всё может закончиться третьей мировой войной, поскольку нами управляют некомпетентные люди, — предупредил Трамп. — Это может случиться. И эта война будет худшей в истории, потому что у нас есть оружие, подобного которому не бывало раньше».

Выход из этого тупика, понятно, только один — вернуть Америку настоящим патриотам и сторонникам традиционных ценностей, то есть республиканцам.

Трамп призвал участников конференции к решающей битве с глобалистами. «Мы должны сбросить оковы глобализма и вновь произнести два очень важных слова. Вы знаете, что это за слова? Америка прежде всего (America First!)!»

Эту задачу предстоит решить на промежуточных выборах в ноябре 2022 года. А Трампу нужно выиграть выборы 2024 года. Сам он в своей победе не сомневается, но о вступлении в гонку объявлять не спешит.

Очень многие ждали, что Трамп заявит о своём участии в президентских выборах именно на CPAC — лучшей платформы для самого популярного в стране республиканца не придумаешь. Но Трамп не стал спешить, весьма разочаровав этим стратегов Демпартии, разработавших теорию, согласно которой нынешнее шаткое политическое положение Байдена носит временный характер и является результатом отсутствия на политической арене Трампа. Мол, как только Дональд вступит в президентскую гонку, так рейтинги Байдена и попрут вверх, словно на дрожжах.

Пока что результаты внутреннего опроса, проведённого среди участников консервативной конференции, показали, что популярность Трампа в Республиканской партии растёт: его видят кандидатом в президенты 69% участников CPAC (в феврале за него готовы были отдать свои голоса 59%), причём отрыв от «номера два» — губернатора Флориды Рона Десантиса — колоссальный, у того только 24%. Ну и конечно, не может не радовать экс-президента тот факт, что на недавних внутрипартийных выборах — праймериз, прошедших в пяти штатах, победу одержали именно те кандидаты, кого он поддерживал. Это означает, что весьма вероятный триумф республиканцев на ноябрьских выборах тоже пойдёт Трампу в копилку и сделает его шансы на успех в 2024 году ещё более высокими.

Если, конечно, выборы будут честными, а не такими, как в 2020-м.

Кирилл Бенедиктов