Новости

Живет ли Европа по Освальду Шпенглеру?

Париж когда-то называли столицей мира. Культурного мира. Тогда и Европа считалась центром мира. Сегодня с прежней уверенностью этого сказать уже нельзя. Однако все, что происходит в Париже, продолжает привлекать наше внимание. Может, чрезмерное -- имея в виду последующие важные события для остального мира. Но для Европы от всего того, что происходит в Париже, последствия, вне всякого сомнения, будут.

Лидеры десятков стран, включая Россию и США, прибыли в воскресенье во Францию, в Париж, где состоится празднование столетия окончания Первой мировой войны, которую в Европе продолжают называть Великой войной. Компьенское перемирие было заключено в 1918 г. между Антантой и Германией. Оно и завершило формально Первую мировую. Ранним утром 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу командующий войсками Антанты маршал Фердинанд Фош и британский адмирал Росслин Уиммис приняли немецкую делегацию. Мир был подписан значительно позже в Версале. Германия капитулировала, прозвучали последние залпы Первой мировой войны, тайную подоплеку которой скрывают до сих пор. Как ее начала, так и ее конца.

 

 

Неизвестная война

С интересом ждем новостей из Парижа -- не потому, что там может произойти нечто незаурядное, но потому, что там может проясниться или подтвердиться то, что уже произошло ранее, но в некотором сосредоточенном, сконцентрированном виде. Президент Франции Эммануэль Макрон и лидер США Дональд Трамп провели переговоры в Париже. Между ними якобы состоялась «конструктивная беседа» -- ровно после того, как Трамп раскритиковал известные слова Макрона о необходимости создания сильной армии Европы, в том числе для уменьшения военной зависимости от США.

Представитель администрации президента Франции сообщил, что якобы произошло «недоразумение» в ситуации со словами Макрона и комментарием Трампа. В то же время американский лидер сказал, что их страны «ближе, чем это выглядит».

Российский президент Владимир Путин в ходе визита в Париж тоже прокомментировал идею создания общеевропейской армии. И в отличие от Трампа, назвал ее вполне положительной. Более того, сказал, что идея альтернативных вооруженных сил, общеевропейских, -- это совсем не новая идея. Президент Макрон ее просто реанимировал. Ему об этом якобы говорил один из прежних президентов -- Жак Ширак. Но и до него были эти идеи… Но то, что положительно оценивает в Европе Путин, однозначно не может положительно оцениваться Трампом. Ведь между ними ведется конкуренция (пусть не открыто) за Европу. И это можно назвать одним из важнейших узлов геополитики, который будет в своей закрученности только нарастать.

Трамп: «Президент Франции Макрон заявил, что Европе стоит создать свои собственные вооруженные силы, чтобы защитить себя от США, Китая и России. Это очень оскорбительно, но, возможно, Европе следовало бы сначала внести свою справедливую долю в финансирование НАТО, которое США значительно субсидируют!»

Конечно, оскорбительно, поскольку Трамп рассматривает Европу как трофей Америки. И не собирается от него отказываться. В Европе же намечаются (и развиваются) устремления к большей суверенности. Вместо того, чтобы думать, как увеличивать свой взнос в обеспечение Америкой безопасности Европы.

И еще Трамп: «Мы платим большую часть расходов на военную защиту других стран, сотни миллиардов долларов, за великую честь терять сотни миллиардов долларов в торговле с этими же странами. Я сказал им, что эта ситуация не может больше продолжаться… Огромное количество денег тратится на защиту других стран, и мы получаем только торговые дефициты и потери. Пришло время для того, чтобы эти очень богатые страны либо платили Соединенным Штатам за их масштабную военную поддержку, либо защищали себя сами».

Не совсем понятно, что они там отмечают. Возможно, трагические последние отблески былого величия. Тем более непонятно, что отмечают там Путин и Порошенко, которые представляют (хотят они того или нет) бывшую Россию. Россию, которая, пожалуй, первая потерпела в этой войне грандиозное поражение. Это не значит, что не было героических битв и исторических сражений. Но очевидно, что мы, проигравшие ту войну, оцениваем ее совсем не так, как те, кто по своему неразумению считали себя вначале ее победителями.

Победители до ее официального окончания в Версале поучаствовали в интервенции в России. Немцы -- в Киеве, французы -- в Одессе, англичане -- в Архангельске. Первый концлагерь в России был построен именно британцами в устье Северной Двины. В семидесятых годах прошлого века его сохраняли как музей. Не знаю, сохранен ли он до сих пор. Если да, то необходимо, чтобы о нем узнало как можно больше людей… Что там было отмечать Путину, притворяясь таким же европейцем.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Мы все так же хотим быть европейцами

К слову сказать, в Новых Петровцах первым делом немцы поставили в центре села виселицу во время Первой мировой. То же самое сделали сразу после оккупации во Вторую мировую. И, по свидетельству сельчан, виселица никогда не пустовала. Не думаю, что в других оккупированных селах было по-другому. Так что и как в Париже нужно было отмечать нам?

Русский корпус (наш в том числе) -- оценивая его героическую и трагическую историю, понимают ли его роль в Европе? Немало грязи вылито на царя, пославшего русских солдат. И вступившего в войну. Неизвестно, понимал ли и царь это правильно. Но без помощи России Германия могла бы разделаться с Францией так же легко, как она это сделала через 20 лет. Без помощи русских. И только после этого (учтя ошибки двадцатилетней давности) она двинулась на Россию. И СССР с трудом выдержал это наступление. Россия без вступления в войну тоже проиграла бы. Но уже вряд ли было бы возможно воссоздание империи большевиками. Возможно, Вторая мировая уже не понадобилась бы. А так у немецкой армии на полноценную оккупацию было уже недостаточно сил. Ни в первую, ни во вторую войну.

Какие уроки мы извлекли из обеих великих войн? Похоже, никаких. Грядущий кошмар Второй мировой тоже был заложен именно тогда в Версале. Мы все так же хотим быть европейцами. По крайней мере, в области потребления. Не понимая, что Европе самой уже не очень хватает. Польше, например, точно уже не хватает. Грозит выйти из ЕС. Но сможет ли, если Британия не смогла? И в каком качестве выйдут? Если выйдут.   

В Первой мировой войне не было победителей, это стало ясно немного позже. Проиграли действительно все основные участники. Распались не только империи: Австро-Венгерская, Российская, Османская. Две исчезли бесследно. Но Британия и Франция понесли такой урон, что никогда уже не смогли обрести былое имперское величие. Собственно, то обстоятельство, что они сбились в нестойкую организацию – Евросоюз, свидетельствует лишь о том, что поддерживать свою суверенность без чьей-либо помощи бывшие европейские империи не в состоянии.

После Первой мировой войны общество стало совершенно другим. Война оказалась совсем не такой, какой ее представляли европейские политики и военачальники до начала боевых действий. И она сделала с обществом (и вообще с Европой) совсем не то, что они себе рисовали в воображении. А может быть, они себе и не рисовали ничего? Кто помнит имена этих мелких личностей?

 

 

Был потерян поэтический, романтический, героический и метафизический флер жизни. Как сказал Ницше, «Бог умер». Освальд Шпенглер описал это общество в гениальной книге «Закат Европы». Закат действительно произошел. Это не значит, что европейцы куда-то исчезли. Или исчезнут. Но они уже ничего не хотят, кроме потребления. 

Александр ЛЕОНТЬЕВ