Новости

Живой товар

Карантин одну за другой выявил неприглядные истории, о которых мы если и догадывались, то не хотели думать.

Скандал разгорелся вокруг с виду неприметного отеля «Венеция» на окраине Киева, ставшего известным на весь мир после обнародования видео с 46 младенцами, которые были рождены суррогатными матерями-украинками и которых из-за карантина не могли забрать их родители-иностранцы.

Мы старались стыдливо умалчивать о существовании у нас в стране суррогатного материнства, акцентировать на том, что существуют украинки, готовые за вознаграждение выносить и родить «чужих» детей. Пока рынок репродуктивных услуг в стране оставался в тени обсуждения проблемы обществом, он из единичных случаев поставил суррогатное материнство на поток.

В Министерстве юстиции привели лишь общие цифры: в 2019 г. украинские суррогатные мамы родили для иностранцев 1496 детей, а в 2018 г. – 1095 детей. Впрочем, реальные цифры могут быть выше, ведь некоторые суррогатные мамы из Украины выезжают рожать за границу.

Уполномоченная Верховной рады по правам человека Людмила Денисова,  сказала, что из-за карантина родителей в Украине ждали более ста младенцев, – эту цифру ей озвучили представители частных клиник, а не официальные органы, так как государство слабо контролирует суррогатное материнство, в т.ч. и то, где и в каких условиях пребывает значительная часть таких детей.

«Их родители знают, где они находятся, и этого достаточно», – считает Денисова. 

Учет для наших властей затруднительный, тем более что до этого случая фактически чиновники все пускали на самотек. Не все младенцы находятся в подобных «Венеции» отелях, некоторые живут в арендованных агентствами квартирах, а ухаживает за ними не медицинский персонал, а бебиситтеры. На данный момент суррогатное материнство похоже на теневую полулегальную фабрику по рождению детей. Ведь спрос на него у иностранцев очень большой.

Суррогатное материнство в Украине регулируется лишь одной статьей Семейного кодекса и приказом Минздрава. При этом значительная часть этого рынка находится в тени. Многие агентства-посредники работают нелегально.

Тысячи наших украинок для того, чтобы прокормить собственных детей, вынуждены соглашаться за компенсацию своих услуг выносить ребенка для кого-то. Особенно много предложений поступает из Турции, Арабских Эмиратов, Германии, ведь там законодательно запрещено суррогатное материнство, а в Украине оно разрешено.

На сегодня к суррогатному материнству вопросов гораздо больше, чем ответов. Сообщения о переполненных из-за карантина пунктах содержания «иностранных» младенцев вызвали серьезную дискуссию как среди граждан, так и заставили наших чиновников задуматься о существовании проблемы.

«Страна, в которой катастрофически снижается численность населения, не может позволить себе продавать за рубеж своих детей. Нужно создать все необходимые условия для того, чтобы мамы хотели рожать и воспитывать своих детей в Украине. Иначе нас может ожидать довольно мрачная перспектива…» – говорит юрист Артем Высоцкий.

На продажу

Но не только через суррогатное материнство продают детей. С каждым годом в нашей стране множатся случаи продажи детей из семей, особенно из многодетных. Полиция по борьбе с торговлей людьми эти случаи фиксирует, родителей привлекают к ответственности и, лишив их родительских прав, детей направляют в детские дома. Подобных фактов не становится меньше, что говорит о полной нищете и безысходности некоторых наших сограждан.

Поражает случай, произошедший в Днепропетровской области, когда семья, лишившись основного заработка, потеряв дом, в буквальном смысле продала своих четверых детей. Их разбросало в разные семьи. Дети выросли в различных и не всегда дружественных условиях. Но им всем крайне недоставало материнской любви. Слава богу, все остались живы и встали на ноги. Дети встретились спустя пятнадцать лет. Сегодня они заново соединились в семью. Но эта отдельно взятая ситуация со счастливым концом скорее похожа хоть и на жесткую, но сказку. А сколько изломанных детских судеб по всей стране!

 Специалисты Госстатистики отметили, что численность населения Украины на 1 января 2020 г. составляла 41 млн. 902 тыс. 400 человек, что на 250,8 тыс. меньше, чем в прошлом году (При этом, по данным Кабмина, это число еще меньше – 37,3 млн.). На декабрь 2001 г., согласно данным переписи, в Украине проживали 48 млн. 457 тыс. человек.

Не хочется проводить аналогию, но мы все больше выступаем поставщиками «живого» товара на мировой рынок. И это касается не только суррогатного материнства, но и украинских рабочих рук и голов, начиная от талантливых программистов и заканчивая сиделками, строителями и сборщиками фруктов.

Если люди уезжают из своего дома на заработки на чужбину, значит, что-то не так в их родной стране.

Неприятная история

Европу и Америку захлестнули волны протеста против полицейского насилия и расовой дискриминации. Но лозунги протестующих пошли дальше, и все больше звучат призывы дать полноценную оценку рабству. Бунтующие призывают к переоценке истории с точки зрения современной этики, сносят памятники историческим личностям, которые ассоциируются с расизмом. В основном в США это касается памятников героям Конфедерации, которые были связаны с работорговлей.

Но нельзя забывать, что отец американской демократии Вашингтон также жил в эпоху работорговли…

Сносят спорные мемориалы, поставленные людям, которые активно поддерживали рабовладельческий юг и готовы были отдать жизнь за сохранение института рабства во время гражданской войны 1861–1865 гг.

 

На  карте красным отмечены города где убрали памятник конфедератам, а чёрным – где рассматривают вариант его убрать.

Солидарность с американскими протестующим выражают и жители европейских городов. Ведь в истории множество примеров порабощения европейскими государствами других народов и создания своих колоний в буквальном слове на костях аборигенов. 

Современное рабство

Неужели те условия, в которых работают наши люди сегодня за рубежом, во многом отличаются от «плантаций рабства»?  Но почему-то гуманный и демократический европейский мир молчит об этих вопиющих фактах. Проживание и условия работы на многих сельскохозяйственных фермах просто невыносимы. Украинцы вынуждены спать вповалку на полу, работать по 14 часов, а в итоге нередки случаи, когда хозяин фермы с ними не рассчитывался.

Отношение к нашим «заробитчанам» с каждым годом становится все хуже. И в этом виноваты обе стороны. Одна (наша) сторона позволяет так поступать с собой, а вторая из-за полной безнаказанности все больше унижает и угнетает заробитчан. В то же время на 28% всех польских компаний работают наши соотечественники, а это около 1,5 млн. человек.

Сколько уже писалось статей и предупреждений с призывом о легальности трудоустройства, но реалии заставляют констатировать массовый беспредел со стороны работодателей по отношению к нашим соотечественникам. Человек, видя в нелегальном трудоустройстве экономию каких-то средств, подвергает себя смертельной опасности.

Миллионы наших сограждан выполняют самую грязную и тяжелую работу, на которую не соглашаются местные. И все это – за гроши, так как никто не хочет платить за их труд достойную зарплату.

Карантин выявил зависимость европейского сообщества от услуг заробитчан. Дошло до того, что некоторые европейские лидеры обратились к нашему правительству, чтобы оно разрешило выезд в их страны сборщиков фруктов. И что бы вы думали? Кабмин, растаяв от внимания к себе и возможности хоть в чем-то быть полезным европейским партнерам, с радостью разрешил отправить в ряд стран чартерные авиарейсы с нашими людьми. Ведь не надо забывать, что перечисления трудовых мигрантов в 2019 г. составили более 12 млрд. долл.  Если правительство с таким трепетом относится к этим поступлениям, то это тревожный сигнал о критическом состояния украинской экономики.

Слабая украинская экономика сама стимулирует своих граждан ехать за границу и работать на чужое благосостояние. Это ведет к созданию нового типа отечественной экономической системы, стабильность которой гарантирована не только финансовыми поступлениями от сырьевых ресурсов (а они полностью контролируются олигархами), но и валютными поступлениями от заробитчан. Нужно признать, что массовая трудовая миграция никуда не исчезнет в ближайшие 5-10 лет.

Переводы гастарбайтеров – настоящий спасательный круг для украинской экономики. В 2017–2018 гг. украинские трудовые мигранты вообще перевели рекордные суммы денег: 12 и 14 млрд. долл. соответственно. Прошлый год также был достаточно «урожайным» на переводы, однако эксперты указывают на постепенное снижение их уровня. И в основном снижение произошло из-за того, что многие начали обустраиваться, переезжая целыми семьями за рубеж. Т.е. идет отток трудоспособного населения из страны.

Нужно признать, что все больше стран Евросоюза стали обращать внимание на украинских трудовых мигрантов не только как на низкоквалифицированную и малооплачиваемую рабочую силу, но и как на хороших специалистов в определенных областях, образованных и трудолюбивых рабочих, которые пытаются заработать деньги и не рассчитывают на социальную помощь от правительств других государств. Именно поэтому такие страны, как Польша, Словакия, Чехия, с недавних пор Германия, стали увеличивать квоты для легальных рабочих из Украины. При легальных трудовых отношениях украинцы платят большие средства в бюджеты стран ЕС, однако не всегда получают желанную работу...

С января 2016 г. в Украине заработал закон «О внешней трудовой миграции» – пока это едва ли не единственный документ, который защищает права украинских трудовых мигрантов.

Оглядываясь на опыт последних лет, с уверенностью можно сказать, что трудовая миграция – один из самых больших факторов риска для отечественной экономики. Если раньше большинство украинцев ехали на временные заработки за границу, то сегодня многие из них рассматривают возможность остаться жить в тех странах. И главным фактором выступает не только уровень оплаты труда, хотя он, конечно, очень важен. Но основой этого решения есть качество жизни в европейских странах. Это и безопасность жизнедеятельности, и охрана здоровья, и состояние окружающей среды, и общая криминальная ситуация, и непреодолимая отечественная коррупция, и перспектива для будущего детей, уровень их образования и трудоустройства, и многие другие составляющие. Для бизнеса – это в первую очередь вопрос легкости ведения бизнеса, доступности кредитных ресурсов, ипотеки, качественного и понятного медицинского обслуживания и пенсионной политики.

Учитывая желание правительства облагать налогом в 19,5% от перечисления на карточки, большинство уйдет в тень. Это в свою очередь приведет к серьезному оттоку официальных денег от заробитчан. В то же время страны ЕС создают относительно приемлемые условия для наших работников. Даже языки знать не надо. А так как за прошедший год в Украине не было открыто ни одного крупного завода, то разговоры о создании сотен тысяч трудовых мест остаются только разговорами. Это как черпать воду решетом: усилий много, толку мало… 

На фоне всего этого поражают и возмущают размеры зарплат отечественных чиновников. Сумасшедшая вилка между зарплатами обычных людей и чиновниками еще раз подчеркивает, что интересы пришедших во власть из различных грантоедовских структур явно не в Украине: здесь они отрабатывают указания иностранных работодателей. При таких условиях ждать от них качественной работы ради процветания нашей страны не приходится. Тем более что и профессиональный уровень сегодняшних управленцев оставляет желать лучшего.

Без прихода на должности профессионалов, которые не понаслышке знают, как восстанавливать экономику страны, мы все больше будем скатываться к уровню торговли самым ценным, что у нас есть, – своими людьми, своим народом.

Александр ЧИСТЯКОВ