Новости

Жозеп Борель: «Главное – не толкнуть Белоруссию в объятия Москвы»

«Что касается поддержки демократической оппозиции Белоруссии, мы помогаем им финансами»

Жозеп Боррель (Josep Borrell), верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, рассказал в интервью ежедневной немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) о проблемах внешней политики Евросоюза, а также о европейских санкциях в отношении Беларуси, ситуация в которой обсуждалась на каждом совещании министров внешней политики стран ЕС.

«Мы ввели три пакета санкций. Первый пакет вводился в действие в течение двух месяцев. Это очень медленно: такие меры должны вступать в силу автоматически. Однако я не думаю, что такими мерами можно многого достигнуть. Есть большая разница между санкциями ЕС и США. Наши направлены на отдельные личности, мы замораживаем их счета и запрещаем въезд в наши страны, но это касается только Европы. Американцы же говорят: кто бы ни сотрудничал с Ираном или Венесуэлой, тот будет наказан. Весь мир втягивается в эту проблему»,

– цитирует FAZ Жозепа Борреля.

Жозеп Борель: «Главное – не толкнуть Белоруссию в объятия Москвы»

По его словам, такие экстерриториальные санкции в Европе считаются незаконными и неприемлемыми, потому что от них страдает гражданское население. К тому же санкции, по мнению Борреля, не могут оказать существенного давления на режим, как, например, это было во времена правления Франко до 1956 года. Тогда вся Европа бойкотировала Испанию, однако режим Франко всё равно выжил.

По словам европейского политика, целенаправленные санкции наносят вред только тем, против кого направлены. Но проблема в том, что в Евросоюзе слишком долго обсуждается принятие санкций, настолько долго, что те, против кого они могут быть введены, успевают принять меры и обезопасить, например, свою недвижимость на территории Европы. Другой вопрос, что они не могут приехать в Европу, где у многих могут быть семьи, и этот запрет обойти нельзя, отмечает Боррель.

«Если со страной нет тесных экономических связей, то вариантов  влияния на такую страну немного. Мы же не можем наказать всё население или начать войну. Поэтому остаётся только дипломатия. Мы сократили контакты с белорусским режимом. Но тут нельзя переусердствовать, нам нельзя толкнуть Белоруссию в объятья Москвы. Что касается поддержки гражданского общества и демократической оппозиции этой страны, мы делаем для их поддержки всё, что можем. Мы помогаем им финансами – приблизительно так же, как демократические силы при Франко получали помощь от своих политических друзей из-за границы»,

– пояснил верховный представитель Евросоюза по иностранным делам.

Он уверен: европейские страны должны стать более сплочёнными, проводить единую внешнюю политику и иметь общий взгляд на внешнеполитические проблемы и пути их решения. Поэтому Боррель и работает над тем, чтобы выработать концепцию стратегии ЕС в этом направлении на будущий год. Это будет стратегия, которая определит и оценит все опасности для ЕС притом, что у разных стран опасности разные. Так, например, Польша традиционно считает, что для неё опасность исходит от России, а Испания боится незаконных мигрантов, которые могут проникнуть в страну через Средиземное море. Кризис же на севере Африки ничем не угрожает странам Балтии, зато может принести проблемы Средиземноморью.

Главными же проблемами для всей Европы, по мнению чиновника ЕС, являются Россия и Турция, которые расширяют сферы своего влияния, а также Китай, который «выйдет из пандемии окрепшим, его экономика вновь растёт, в то время как наша колоссально отброшена назад».

«Европа сплачивалась в кризисы. Без кризиса с коронавирусом мы никогда бы не взяли на себя общие долги. Мы должны пользоваться возможностями, когда они нам предоставляются. То же самое относится и к политике в области обороны. Но мы должны к этому приготовиться. Нам нужно активнее пользоваться теми инструментами, которыми мы располагаем в области политики безопасности и обороны. Недостаточно только наращивать возможности. Мы должны ими пользоваться, чтобы отстаивать наши особые интересы»,

– констатировал Жозеп Борель.

Соб. корр. ФСК