Новости

Зондаж перед «большой разрядкой». Почему власти вдруг заговорили о неонацистах в Украине

Арсен Аваков говорит послам G7 о неонацистах в Украине. Фото - МВД

Украинские власти начали неожиданно, хотя и довольно робко бичевать радикальные группировки. 

Из Киева стали все чаще звучать заявления о пагубности неонацистских групп (причем их именно так и называют – неонацистскими, что до сих пор считалось "клише российской пропаганды) и проникновении людей с этой идеологией в различные квазисиловые структуры.

Учитывая, что данная проблема уже много лет муссируется в отчетах правозащитников и СМИ, вряд слова министров и депутатов можно списать на внезапное прозрение. 

Скорее речь идет о "новом ветре", который подул в преддверии выборного сезона. И о меняющейся международной реальности, которая для нынешней украинской власти все дальше от минимально комфортной. 

"Страна" разбиралась, зачем власти заговорили об опасности националистической вольницы.

Аваков против неонацистов

Министр внутренних дел Арсен Аваков 6 июля во время встречи с послами и дипломатами стран G7 предложил ограничить въезд в страны ЕС представителям неонацистских организаций.

"Мы много внимания уделяем неонацистским организациям. В обществе должна быть атмосфера, когда быть сторонником таких движений – неинтересно, не круто и невыгодно. Реакция на действия таких организаций со стороны международных партнеров должна быть такая же, как и на уголовные элементы, – ограничение во въезде к цивилизованному миру. Сейчас мы ведем такие переговоры с представителями иностранных государств", – отметил Аваков.

По его словам, запрет на въезд в европейские страны станет для представителей неонацистских организаций дополнительным превентивным фактором. 

"17-летнему парню интересно присоединиться к какой-то футбольной тусовке, участвовать в драке, такой операции. На сегодняшний день для него это "приключение" – условно говоря, два дня в тюрьме, но если он будет знать, что за это его не пустят в цивилизованные страны – это будет дополнительная превенция. Я думаю, что мы остановим эту волну. Я предлагаю применить механизм давления на этих молодых нацистов – дополнительные ограничения на въезд в страны ЕС", – сказал министр.

Интересно, что Аваков вспомнил о том, что в футбольных тусовках есть неонацисты. Ранее министра это не беспокоило, когда фанаты-неонацисты сотнями шли воевать в АТО (именно из них был сформирован костяк полка "Азов"). Теперь же Аваков предлагает не пускать их в Европу. 

Правда, пока об искренности слов министра говорить трудно. Ведь реально за преступления с неонацистским душком не наказан никто из "системных" националистов. Более того, многих из них (например, "Нацкорпус") прямо связывают с главой МВД.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Два месяца назад Аваков обещал разобраться (и МВД даже завело уголовное дело) за антисемитские высказывания Татьяны Сойкиной – лидера одесского "Правого сектора". Однако с тех пор о привлечении Сойкиной к ответственности ничего не известно. Ее даже не вызывали на допрос.  

Если же вернуться к заявлению министра, то в соцсетях нашли еще одно противоречие – Аваков как бы предлагает Европе решить проблему с украинскими радикалами. Хотя в нашей стране достаточно законов, которые могут окоротить экстремистов. 

"Намедни прозвучало чудовищное, вероломное, неслыханное заявление министра внутренних дел Авакова.

В Украине есть неонацисты. И хорошо бы странам ЕС ограничить им въезд в ЕС. Ограничить неонацистов в тюрьме, я так понимаю, он не может или не хочет.

Поэтому пусть неонацисты не ездят в Европу. Зажигать надо в Украине. 

Каков?! Государственный язык не использует. Назвал патриотов, оплачиваемых из бюджета и взращиваемых спецслужбами неонацистами! Что он себе позволяет?!

Так дойдет до признания, что в Украине поднял свою голову фашизм, ксенофобия, антисемитизм, происходят идеологические, расовые и этнические чистки, цветет цензура и жируют психопаты-мародеры-алкоголики у власти.

Смело утверждаю – никакого неонацизма, фашизма, ксенофобии и т. д. в Украине НЕТ. Это все Путин выдумывает. А кто не верит в это, будет схвачен, арестован и казнен!

Без суда и следствия. Которых тоже НЕТ", – пишет в Facebook адвокат Елена Лукаш.

Найем заинтересовался "Муниципальной стражей"

Слова о проблемах с фашизмом, неонацизмом и незаконным насилием в Украине впервые прозвучали также из "майданных" фракций Верховной Рады. 

За последние несколько дней об этом дважды заявил Мустафа Найем (БПП) – один из еврооптимистов, идеологов Евромайдана. 

После убийства рома во Львове Найем сказал, что в беседах с иностранными журналистами его все чаще спрашивают о фашизме в Украине. 

"Долгое время мы боялись произносить это слово ("фашизм". – Прим. ред). Надеялись, что оно как-то само пройдет. Не прошло. И теперь, чтобы первые звоночки трагедии не стали национальной эпидемией, пора его произнести вслух и признать в нашем обществе проявления расизма, и они носят системный характер", – написал депутат в Facebook.

Он призвал полицию задерживать не только тех, кто попался на последнем погроме ромов, но и причастных ко всем нападениям на расовой почве и не скрываться за обтекаемыми формулировками. 

"Искренне надеюсь, что оперативность Национальной полиции, как при случае во Львове, и правильная квалификация преступления, совершенного на этнической почве, станет системой. И мы начнем слышать от правоохранительных органов не просто уклончивые заявления о "радикальных группах и настроениях", а реальные расследования фактов организации групп, призывающих к насилию по расовому или этническому признаку", – сказал депутат.

А вчера депутат выступил против псевдополицейских структур, которые десятками создаются в Украине. Найем об этом не упоминает, но чаще всего эти организации комплектуются или националистами, или просто бывшими атошниками. По крайней мере, в Киеве в одну из таких организаций – "Муниципальную стражу" – входят радикалы из С14.

"В нашей стране действуют десятки незаконных муниципальных формирований, имитирующих функции правоохранительных органов в регионах. В разных городах они называются по-разному. Где-то это "муниципальная полиция", где-то - "муниципальная охрана" или "варта", а где-то просто "охранное предприятие". Все они зарегистрированы как коммунальные предприятия, формально выполняющие функцию охраны имущества. Но по факту это небольшие армии, созданные местными советами в угоду региональным князькам", – возмущается нардеп.

"На данный момент мы обнаружили такие коммунальные предприятия, подменяющие собой правоохранительные органы, в шестнадцати городах страны. А именно: в Одессе, Киеве, Виннице, Днепре, Харькове, Каменском, Луцке, Ирпене, Чернигове, Кривом Роге, Каменец-Подольском, Белой Церкви, Львове, Ивано-Франковске, Сумах и в Хмельницком.

И просто чтобы напомнить. Впереди – выборы. И есть большой риск, что в период избирательной кампании и непосредственно на самих выборах все эти формирования станут оружием местных феодалов и действующих администраций", – уверен Найем.

По его словам, этим "частным армиям" лицензии штампует МВД. При этом, говорит депутат, ведомство Авакова уже пытается поставить квазиполицейские группировки под контроль:

"Насколько мне известно, сейчас МВД совместно с Национальной полицией Украины и местными органами власти в одном из городов проводится экспериментальный проект по решению этой проблемы. Каким будет результат, покажет время; но если он будет успешный, все эти армии должны исчезнуть, уступив место законным правоохранительным органам".

Иными словами – в МВД перед выборами начинают "ревизию" частных мини-армий, где основную роль играют националистические организации. Это теоретически может стать линией конфликта между властью и националистами. И частично объяснить посыпавшуюся на их голову критику. 

Зондаж под выборы и кость Западу

Из слов министра и депутата можно сделать ряд выводов.

Власть в предвыборный сезон явно хочет отделить системных националистов от тех, кто играет в "свою игру" и может составить конкуренцию во время избирательной гонки.  

Пойдет ли Киев на серьезную зачистку неподконтрольных нацгруппировок – готового решения на этот счет, скорее всего, еще нет. Хотя попытки сделать это бюрократическими методами будут продолжаться (о чем писал Найем).

А гей-прайд, где избивали активистов С14, показал, что если надо – будет и силовое воздействие. 

Однако вряд ли силовые варианты приобретут повальный характер.

Националистические движения тесно переплетены друг с другом, хорошо вооружены и тихо ненавидят правящую верхушку. А заодно знают, что ей осталось недолго – и наверняка подыскивают себе новых патронов среди наиболее вероятных кандидатов на политические победы в 2019 году.

Результаты тотальной "зачистки" националистов, таким образом, плохо предсказуемы. И могут привести к объединению националистического фронта против и без того слабеющей власти. Причем под эгидой "конкурирующей фирмы". 

Поэтому осторожные призывы "решить вопрос" могут быть пока только зондированием почвы – на предмет реакции как внутри Украины, так и за ее пределами. 

Второй – иностранный – фактор может быть даже более определяющим. Он увязан прежде всего с давлением правозащитников и западных правительств, которые в последнее время все сильнее критикуют Украину за проявления расизма и антисемитизма. Не действуют уже и традиционные переводы стрелок на Россию. 

Такая позиция Запада, который тоже "внезапно прозрел", может иметь свои причины. 

Националисты и разрядка вокруг Украины

Нажим на националистов может быть связан с потенциальными договоренностями Путина и Трампа, которые через несколько дней проведут большую встречу. Где будет обсуждаться прежде всего украинский вопрос. 

России выгодно, чтобы Украина после выборов-2019 пошла если не по "кремлевскому", то хотя бы по грузинскому сценарию – фактическое примирение с Россией, а возможно, и реинтеграция неподконтрольного Донбасса с особым статусом (как и предусмотрено Минскими соглашениями). Вряд ли Москва будет согласна на что-то меньшее. 

Напомним, в Тбилиси после "неистового Михо" к власти пришли пусть и не русофилы, зато прагматики, с которыми можно договариваться. Причем в нелояльности к США нынешнюю грузинскую власть тоже не упрекнешь. 

И для Запада, который уже давно не един в антироссийском порыве, это могло бы стать неплохим выходом из положения – при сохранении своего доминирующего положения в украинской повестке дня. 

При нынешней же тупиковой ситуации ускоряется ослабление Украины. Из-за перманентной угрозы войны в страну не идут инвесторы, стагнирует экономика,  сохраняется удручающая атмосфера упадка, безнаказанности и депопуляции. 

Если Запад и РФ договорятся об условном "грузинском" сценарии, единственным препятствием к его осуществлению могут стать националистические группировки и те политики, которые будут их использовать. Многие из них сейчас находятся при власти – и на Грушевского, и на Банковой. И прекрасно понимают, куда дует ветер. 

Поэтому все более частые заявления Киева могут быть сигналом для Запада, который можно выразить так: "мы готовы решить проблему с радикалами, если вы позволите нам остаться у власти".

А неуверенность этих слов объясняется тем, что националисты – главная силовая опора нынешних руководителей, призванная не допустить реванша антимайданных сил. Которые без этого ограничителя вполне могли бы претендовать на власть в стране в случае победы на ближайших президентских или (что более вероятно) парламентских выборах. 

О том, что разрядка по Украине активно обсуждается, говорит и вчерашнее заявление представителя Петра Порошенко в парламенте – Ирины Луценко. Она внезапно сказала, что Украина должна начать выплату пенсий на неподконтрольных территориях Донбасса.

"Но мы должны помнить, что это наши граждане. Мы несем за них ответственность. Мы планируем мирным, политико-дипломатическим способом вернуть эти территории и, соответственно, должны думать о том, как в настоящее время дать возможность нашим пенсионерам выжить" , - отметила Ирина Луценко

Такие слова от представителя власти, которая годами вела противоположную политику, крайне интересны. И даже не в том смысле, что старики "ЛДНР" наконец-то получат свои деньги (это как раз не факт). Заявление Луценко выглядит как попытка вскочить в уходящий поезд разрядки – в который, впрочем, нынешнюю властную команду могут и не пустить.

Виктория Венк