Аналитика

Украина и Церковь: о настроениях и мыслях священства и мирян

Окончание*

Собираясь в заключение написать о настроениях и мыслях священства и мирян (а они, как правило, совпадают, народ у нас любит своих батюшек и верит им), подумалось, что лучше было бы дать слово самим священникам.

 

В связи с этим решил направить вопросы, касающиеся нынешнего церковного кризиса и гонений, знакомым священникам, настоятелям храмов, и по их высказываниям составить картину настроений. Получил немало интереснейших ответов, которые, к сожалению, полностью, привести не смогу. Но в связи с прочитанным общие выводы выскажу, а кому-то (пусть и под псевдонимом) с удовольствием дам слово.

* * *

 «В последнее время из Церкви пытаются сформировать образ главного врага каждого «сознательного» украинца и государства в целом. Люди на Украине варятся в котле лжи, домыслов, специально обрабатываемой и подаваемой им информации каждый день, каждый час, – пишет мне настоятель одного из храмов Киевской области отец Игорь Н., –  а проект «ЕПЦ» – это, вообще, целиком политическое творение. Попытка властей создать карманную «церковь», идеологическую прислугу».

Отец Дмитрий Д. (один из благочинных Киева) так видит источники кризиса: «В период до 2014 года в Украине были вспышки сращивания элит: светской и церковной. Это выхолащивало дух истинного служения Церкви в обществе. Ведь сказано: “Не надейтеся на князи (начальствующих) и на сыны человеческия, в нихже несть спасения” (Пс.145:3). Не надейтесь,  люди, на начальников и на смертных людей. А у нас владыки и депутаты друг друга награждали, родичались, и это наше украинское кумовство приводило к тому, что преференции от власти получала не вся Церковь, а избранные друзья “богатеньких буратин”. Мы начинали надеяться на связи и протекции, а Господь теперь нас поставил в ситуацию латентного гонения. Оно может перерасти в полномасштабное. И тут каждый либо сдастся, либо проявит мужество и веру. Мы все можем оказаться на нелегальном положении, лишиться храмов. Но и тогда Церковь выживет».

И ещё, касаясь настроений мирян его прихода и всего благочиния, отец Дмитрий подчеркнул: «Паники не наблюдается. Но люди возмущены и настроены решительно: молиться, уповать, защищать храмы».

Нужно сказать, что большинство священников и мирян (в личных беседах и в социальных сетях) в ходе моего импровизированного опроса высказались в том же духе – будем защищаться, Фанар не решится идти против Русской церкви, а если запретят, всё равно будем молиться, собирать силы и Церковь сохраним.

Однако есть и те, кто думает, как отец Андрей К. Он полагает, что за отход от веры в массе народной придётся заплатить огромную цену: «Причиной гонений на Церковь Христову на Украине вижу не политические вопросы, а общую деградацию религиозного чувства среди населения. А уж кого захотел избрать Господь для совершения своего Суда не столь важно.

Вместо православного населения на территории Украины на сегодняшний день мы имеем население, воспринимающее Церковь как некий социальный институт культуро-этно-исторической направленности, придя в заведения которого можно удовлетворить свои эстетические и религиозные потребности. Подчеркиваю, что даже не духовные, а религиозные. О спасении души и необходимости для этого распять себя со страстями и похотями, как об этом говорит апостол Павел (см. Гал.5:24), как в советское время задумывалось 1-2% населения, так и сегодня задумывается то же самое малое стадо.

Уверен, что рано или поздно Церковь Христова окажется на Украине вне закона. Это закономерный этап развития любого гонения. Роста личного благочестия, способного отвести Суд Божий, пока на Украине не наблюдается. А в истории гонений на Церковь пока исключений не было. На мой личный взгляд, вполне допускаю, что ошибочный, «Единую церковь» на Украине дожмут. Где кнутом, где пряником. В процессе дожима, скорее всего, многим придется предстать на Суд Божий по земным меркам досрочно».

Замечу, таких высказываний немного, но и они есть.

Однако, признаюсь, больше всего меня порадовало и окрылило письмо одного нестоличного батюшки, отца Геннадия Ч. Мы с ним знакомы лишь по переписке и дружбе в социальных сетях. Но тот факт, что где-то в сельском приходе есть священнослужитель (а значит, и миряне), который так глубоко и ясно понимает ситуацию, вселяет надежду.

Тоже, к сожалению, приведу только часть мудрых слов отца Геннадия: «Некоторые из наших священников уже натирают воском лыжи, чтобы с горы канонического Православия спустится в Долину попирания канонов. А я призадумался: может, я не прав, может, действительно одна польза и всяческая благодать для Православия в Украине наступит после автокефалии? Сразу же оговорюсь: лично я буду весьма и весьма удивлен, если томос будет.

И всё же поразмыслим о благах, которые несет в наш многострадальный мир автокефалия.

Принесет ли она мир и единение в Украину? Я просто убежден: нет!

Представим, что патриарх Варфоломей все же не учтёт всех негативных последствий и даст непонятно кому автокефалию. Пойдем по пути, о котором говорит президент: патриарх дает томос и под него происходит объединение.

Кто туда войдет? УПЦ КП, УАПЦ и часть приходов УПЦ.

Будет ли польза для УПЦ? Шаг по присоединению к этому неудобоваримому монстру – ЕПУПЦ – части приходов УПЦ приведет к расколу, прежде всего, в самих приходах.

Второй негативный момент. Ничто не помешает после насильственной перерегистрации епархиям Донбасса и Крыма зарегистрироваться епархиями РПЦ, поскольку УПЦ существовать уже не будет, а в подчинение Денисенко они не пойдут. И, следовательно, единственная связь, соединяющая всю Украину, связь церковная, молитвенная, духовная разорвётся».

Замечательно сказано у отца Геннадия и о мировом православии: «Может быть, этот проект принесет пользу Вселенскому православию? И опять же – нет!

Узаконивание беззакония приведёт к ряду новых расколов в поместных Церквях, которые будут теперь требовать от Константинополя (поскольку есть прецедент) предоставления и им автокефалии! Кроме того, легитимности будут требовать уже существующие расколы в Элладской ПЦ, Грузинской ПЦ, Сербской ПЦ, Болгарской ПЦ. Существуют расколы и на канонической территории Константинопольской церкви, которые тоже «возвысят глас».

И все они в один голос будут повторять мантру Денисенка «все равно нас признают» и будут приводить как пример узаконивание беззакония в Украине».

Прошу меня простить за обильное цитированние, но вот последнее изумительное место у отца Геннадия: «И, главное, ради какой «великой цели» патриарх Варфоломей должен идти на риск раскола в православном мире? Ради евхаристического единства с раскольниками, которое им самим не нужно? Разве что их лжепастырям для того, чтобы обрести легитимность. Да, нужно всем, наконец, понять, что, судя по комментариям и статьям раскольников в информационном пространстве, «блудный сын» пришёл не для того, чтобы сказать: “Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”. Он пришёл, ногой открыл дверь, в грязной обуви завалился на постель и говорит: “Всё я правильно сделал! Дели теперь, отец, оставшуюся часть твоего имущества! Да, еще! Заколи мне тельца упитанного, прикажи принести мне новые одежды и перстень свой дай мне на палец!”»

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

* * *

От себя добавлю один характерный момент. Собирая материалы для своего импровизированного опроса, я несколько раз столкнулся с очень похожими вопросами своих корреспондентов. Разные люди, верующие, спрашивали: «А почему бы патриарху Московскому Кириллу, видя, как трудно Церкви Украины, как её гонят, не даровать ей законную автокефалию? Тогда на Украине появится каноническая поместная Церковь, власть успокоится и гонения прекратятся»,

Так вот, по моему глубокому убеждению, это ложный путь. Нынешняя власть никогда не успокоится, поскольку уничтожение православия на территории Украины, как уже тут говорилось, – одно из заданий, которое поставило перед ней западное начальство. Кроме того, не сомневаюсь, что новой украинской поместной церкви тут же предъявят ряд новых требований. Принять в своё лоно раскольников. Отказаться от богослужебного языка, заменив его украинским. Поддержать европейские ценности – гейпарады, гейбраки и прочую мерзость. А там уже до требования канонизации Бандеры совсем недалеко. А потому, как призывает нас священноначалие, наша задача – сохранить верность канонам, ни на йоту не уступать в вопросах веры и только тогда, оставаясь верными Христу, мы сохранимся.

* * *

Подводя итоги, хочу сказать: Церковь учит нас за всё благодарить Бога, веря в Его любовь к нам, Его премудрость и  Его благую способность обращать зло на пользу человека.  Нынешний церковный кризис открыл нам многое. Показал наши недочёты (мало, слишком мало образованы миряне, а невежество рождает доверие к врагам, сомнение и страх). Кризис показал, какой у нас Предстоятель и Синод – отцы твёрдо стоящие во Христе и вере Христовой. Кризис обнажил замыслы ненавистников, показал антицерковный и антихристианский характер нынешней власти Украины, показал и ещё покажет иуд, поставил вопрос об очищении и обновлении Церкви.

И этот процесс обновления и очищения уже пошёл. 25 мая 2018 года заседал Священный синод УПЦ, на котором Блаженнейший Онуфрий подписал Обращение Священного синода Украинской православной церкви к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине».

В документе ещё раз заявлено, что УПЦ автокефалии не просит, что поползновения в этом вопросе со стороны властей считает незаконными и нелепыми, что канонических предпосылок для автокефалии на Украине нет.

Второе важное решение – Синод призвал митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (любимца украинской власти, которого вроде и трогать опасно) «своим непристойным поведением и жизнью не порочить высокий сан епископа, который он носит». В противном случае «Священный Синод будет вынужден принять другое решение дисциплинарно-канонического характера» (видимо, то, которого давно ожидают верующие Украины, – лишение сана недостойного епископа).

 

Добавим, что в тот же день руководство УПЦ сделало ещё один смелый и принципиальный шаг. Архимандрит Гидеон (Харон), настоятель Десятинного монастыря, который сумел защитить свой храм от нацистов, собрав около трёх тысяч верующих, возведён в сан епископа.

А это значит, что УПЦ МП борется, сопротивляется и очищается. И, следовательно, она жива. И, верю, будет жить.

* ЧАСТЬ I, ЧАСТЬ II

фото: odnarodyna.org

Андрей Саенко