Новости

Блаженнейший митрополит Онуфрий: «Всегда на земле остаётся путь и способ решить проблемы миром»

К 75-летию предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата

75 лет назад, 5 ноября 1944 года, в семье протоиерея Владимира Березовского, священника храма села Корытное Черновицкой области, родился мальчик, которого назвали Орестом. Он мог бы стать инженером – юноша окончил Черновицкое техническое училище и три года учился на общетехническом факультете местного университета. Но случилось иначе – Орест Березовский принял решение посвятить себя служению Богу и людям. В 1969 году он поступает сразу во второй класс Московской духовной семинарии. Так, в годы государственного атеистического безвременья начался исповеднический путь будущего предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата.

Блаженнейший митрополит Онуфрий – предстоятель УПЦ МП

Орест Березовский окончил московские духовные школы: сначала семинарию, а потом академию. Интересно, что работа, за которую будущий архипастырь удостоился степени кандидата богословия, была посвящена пастырскому служению преподобного Иова Почаевского. Спустя ровно 10 лет, в 1988 году, архимандрит Онуфрий (Березовский) станет наместником славной Почаевской лавры.

Но пока его жизнь связана со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. На протяжении 18 лет, после принятия монашества с именем Онуфрий, в честь преподобного Онуфрия Великого, будущий киевский митрополит нёс разные, но обычные для монастырей послушания, а в 1985 году стал благочинным знаменитой лавры. К слову, и сегодня митрополит Онуфрий, по свидетельству насельников Киево-Печерской лавры, любит простые монашеские послушания, как, например, работа в трапезной. Известно, что во время паломнических поездок в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь Блаженнейший с удовольствием собирает и моет посуду, подметает пол.

Блаженнейший митрополит Онуфрий – предстоятель УПЦ МП – на Афоне

Блаженнейший митрополит Онуфрий, предстоятель УПЦ МП, на Афоне

«Если бы меня сейчас спросили, видел ли я святых людей в своей жизни, то я бы ответил: да, я видел многих святых в своей жизни; особенно, когда жил в Троице-Сергиевой лавре, потом в Свято-Успенской Почаевской лавре. Видел многих святых, то есть иноков, которые в сильной и мужественной борьбе со своими личными немощами, страстями и недостатками старались твёрдо и неуклонно идти путем святости, путем, который вымощен Божественной любовью и смирением. Их было очень много, но среди них особенно сиял отец архимандрит Кирилл (Павлов), наш дорогой духовник, наставник и учитель» – это слова из выступления Блаженнейшего митрополита Онуфрия на торжественном вечере в честь 100-летия приснопамятного старца Кирилла (Павлова). Блаженнейший Онуфрий был его духовным чадом. От своего учителя Киевский митрополит перенял особую, внимательную и даже самозабвенную любовь к людям. Занимая более чем ответственный пост в церкви, связанный со многими трудами, заботами и тревогами, владыка Онуфрий постоянно принимает и решает проблемы как духовенства, так и обычных мирян, не отказывая никому в помощи и внимании.

В 1990 году архимандрит Онуфрий был рукоположен во епископа Черновицкого и Буковинского. Так началось его служение на малой родине, которому архипастырь отдал 24 года своей жизни. Возглавляя многонациональную кафедру, владыка Онуфрий в совершенстве овладел всеми языками, на которых говорит его паства. Причем это не только русский и украинский, но и молдавский, и венгерский. В Черновицкой и Буковинской епархии эти национальные меньшинства до сих пор имеют право служить и проповедовать на родном языке.

В 1992 году епископ Онуфрий выступил против намерения тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко) организовать украинскую «автокефалию». За что был подвергнут гонениям. Владыка Онуфрий – член судьбоносного Харьковского собора, низложившего раскольника Денисенко. Пожалуй, самым главным деянием этого собора было создание Украинской православной церкви Московского патриархата. Тогда же на Украину прибыл и первый предстоятель УПЦ МП Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Его первосвятительский путь был бескровным мученичеством. К началу 2014 года здоровье владыки Владимира ухудшилось настолько, что потребовалось избрание местоблюстителя. Им стал митрополит Онуфрий.

После кончины приснопамятного митрополита Владимира, предстоятелем УПЦ МП был избран Высокопреосвященнейший Онуфрий. Так, в скорбный период победы евромайдана и гражданской войны, время открытого гонения со стороны откровенно националистического украинского государства на церковь продолжилось его исповедническое служение.

То, что митрополит Онуфрий не будет мил порошенковской власти, стало ясно 8 мая 2015 года, когда во время чествования в Верховной раде «героев» братоубийственной бойни в Донбассе отказались встать митрополиты Онуфрий и Антоний – управделами УПЦ МП, а также епископ Иона – председатель Синодального молодежного отдела. Это был протест священноначалия канонической церкви против гражданской войны. Националистическая клика сделала из него скандал.

Протест священноначалия канонической Церкви против гражданской войны

Протест священноначалия канонической церкви против гражданской войны

Известна непримиримая позиция Блаженнейшего Онуфрия и против так называемой «ПЦУ» и фанарского томоса, который он метко назвал «томосом рабства». Что называется, «по совокупности» деяний, предстоятель УПЦ МП 25 сентября 2018 года был внесён в базу скандального сайта «Миротворец», по сути являющегося современным «расстрельным списком», как «агент влияния Русской православной церкви (РПЦ) в Украине. Противник создания независимой поместной церкви в Украине».

При этом митрополит Онуфрий при всей своей непримиримой с раскольниками и их покровителями позиции, в отличие от них, никогда не переходит на личности. Он действует строго в соответствии со святоотеческим заветом ненавидеть не человека, а владеющий им грех. И выражается предельно чётко – вот что значит «технический» склад ума. Так, например в одном из последних интервью, владыка просто сказал, что «раскол – это попытка человека сделать церковь такой, как хочет он, а не Бог». И стало понятно поведение не столько отца украинского раскола «Филарета» Денисенко и его преемника «Епифания» Думенко, но и фанарских богословов от политики, стремящихся перекроить карту мирового православия.

С особой болью говорит предстоятель УПЦ МП о гражданской войне в Донбассе и о необходимости её прекращения. И как отличается его уверенность от позиции предводителя униатов Шевчука, который заявил, что прекращения войны хотят те, кто боится за собственную шкуру! «Церковь говорит о том, что никакие земные проблемы, даже собранные все вместе, не стоят жизни одного человека, она на весах бытия перевешивает все проблемы. То есть все проблемы абсолютно не стоят того, чтобы один человек умер за них», – сказал, в частности, Блаженнейший митрополит Онуфрий. При этом он не сомневается в том, что «всегда на земле остаётся путь и способ решить проблемы миром. Есть дар слова, который Господь дал нам, и мы можем дискутировать и обмениваться словами. Есть дар внутреннего ощущения ситуации, и с помощью слова, переговоров можно посмотреть друг другу в глаза и найти взаимопонимание. Именно этими методами Церковь призывает решать все земные проблемы. И молится, чтобы был мир в Украине».

Как известно, Украинская православная церковь Московского патриархата объединяет и те регионы, которые украинское государство потеряло из-за националистической политики киевской власти. На сегодняшний день единственное, что связывает земли, до 2014 года бывшие Украиной, это каноническая церковь. И даже её враги понимают, что такого человека как предстоятель УПЦ МП Блаженнейший митрополит Онуфрий невозможно ни сломить, ни тем более запугать. Ведь на его стороне и правда Божия, и искренняя любовь многомиллионной паствы.

А еще владыка Онуфрий еженедельно ведёт на украинском телеканале «Интер» авторскую передачу «Слово предстоятеля». В ней идёт речь об евангельских истинах и церковных праздниках. Это и называется просвещением народа.

2 ноября вышел 54-й выпуск этой программы, который Блаженнейший Владыка завершил мудрым благословением всем нам, в котором призвал быть благодарными Богу за все и «тогда все, что мы имеем в жизни – и сладкое, и горькое – принесет нам пользу и в этой жизни, и в вечной».

Вера Надеждина