Новости

Дух Руины: шестой этап

Мы пережили пять предыдущих этапов Руины в Украине: каждая смена власти – очередной этап Руины. Шестая власть, не успев «опериться», уже показала пути дальнейшей Руины страны.

Реальная программа или Нью-Васюки?

В программе Кабмина, недавно презентованной в ВР, содержится много правильных слов и направлений. Среди всего прочего – развитие инфраструктуры, обеспечение всех украинцев на уровне реального прожиточного минимума (4 тыс. грн.), а также увеличение рождаемости и возвращение на родину трудовых мигрантов. При этом разработчики программы признают, что все это возможно лишь при условии возрождения экономики. Впрочем, это возрождение новое правительство нам тоже обещает. Вопрос в другом: стоит ли этому верить?

Итак, в Кабинете Министров планируют добиться настоящего экономического взлета, увеличив за пять лет ВВП на 40%. Как это будет происходить, пока не известно. В бюджете на 2020 г. заложен рост экономики в 3%. Но для достижения обещанных 40% экономика должна расти в среднем на 8% в год.

Так же сомнительным, по мнению экспертов, является и запланированное создание 1 миллиона рабочих мест. Это в то время, когда представители бизнеса заявляют об остром дефиците кадров на рынке труда. Украинским работодателям приходится конкурировать не только между собой, но и с работодателями из других стран, которые предлагают украинцам более высокие заработные платы. Терзают сомнения и по поводу надежд Кабмина привлечь в украинскую экономику 50 млрд. долл. прямых инвестиций. Для сравнения: в 2017 и 2018 гг. в Украину было привлечено чуть более 2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Особо настораживает то, что правительство не указывает, каким образом будут достигнуты эти грандиозные цели.

Экономическая программа правительства больше напоминает обещание Остапа Бендера жителям Васюков сделать их городок современным мегаполисом – за счет проведения в нем международного шахматного турнира. Говорят: «К нам придет 50 млрд. долл. инвестиций». Откуда придет? «Население начнет расти». За счет чего начнет расти? «Будет еще миллион дополнительных рабочих мест». Т.е. это набор определенных лозунгов, который ничем не подкреплен», — считает политический консультант Николай Спиридонов.

«Данный документ трудно назвать программой, и о развитии там говорится только теоретически, без подведения какой бы то ни было базы. О том, как это сделать, в новой программе украинского Кабмина нет практически ни одного слова. А те, которые есть, могут вызвать только недоумение и улыбку. Единственное, что в этой «программе» настоящего – так это планы на будущую приватизацию. Вернее – доразворовывание Украины новой властью, после которой от госсобственности некогда одной из самых богатых республик бывшего СССР останется одна тощая кочерыжка. Ну и деградация системы образования тоже. Зачем нужно образование «аграрной супердержаве» колониального типа?» – комментирует планы правительства известный журналист Юрий Подоляка.

Операция «Деградация»

Можно сколько угодно слушать сладкие речи и обещания, но что же мы имеем на самом деле? По словам экспертов, некоторые отрасли промышленности Украины практически перестали существовать.

УССР была высокотехнологичной промышленной республикой. Независимая Украина фактически утратила статус промышленно развитого государства. И процесс деиндустриализации Украины только ускоряется. В рейтинге инновационных экономик мира (по версии Bloomberg) Украина за год потеряла семь позиций и вылетела из топ-50, заняв 53-е место из 60 (в 2018 г. -- 46-е место). Украинская промышленность, так и не восстановившись после обвала 2014--2015 гг., снова ушла в минус, и процесс прогрессирует. По данным официальной статистики, промышленное производство в августе 2019 г. сократилось на 1,7% по сравнению с августом 2018 г., и на 1,4% — по сравнению с предыдущим месяцем. Следует напомнить, что в 2018 г. промышленное производство составляло всего лишь 82% от уровня 2013 г.

«Промышленное производство в Украине в данное время пребывает в стадии глубокой стагнации. Главной причиной катастрофического обвала в 2014--2015 гг. стала потеря рынков сбыта в РФ и странах СНГ. Собственно, среди драйверов куцего трехпроцентного роста ВВП страны нет машиностроения, там — розничная торговля, строительство, производство и экспорт зерновых и масличных культур… К сожалению, сегодняшняя украинская экономика все более углубляется в сырьевую составляющую, и объективных причин для перелома данной тенденции пока нет», — констатирует экономический аналитик Александр Рябоконь.

С ним согласен и известный украинский экономист Виктор Скаршевский: «Можно записать в Конституцию, что мы движемся в ЕС и НАТО… С таким же успехом можно записать, что мы движемся на Марс, и прописать там гиперлуп, все что угодно. Украинская экономика все время сжимается, после каждого кризиса, не успев восстановиться. Причем, сжимается как в экономическом плане, так и в плане потерь населения — все больше гастарбайтеров уезжает, людей рождается в два раза меньше, чем умирает. И если мы движемся в аграрную сторону (а нас уже фактически можно называть аграрной страной), то получится, что в Украине будет 10--15 млн. граждан. С одной стороны, для аграрной страны больше и не нужно, а с другой — такая структура экономики больше людей и не прокормит».

Неравный брак

У кого-то может возникнуть вопрос насчет обещанных «европейских пряников». Ведь нам столько раз рассказывали, что после подписания соглашения об ассоциации с ЕС на нас упадет чуть ли не манна небесная, а украинская экономика получит мощный толчок и буквально взлетит к новым вершинам…

Характерно, что совсем недавно в Киеве прошел саммит Украина-ЕС, на котором его участники подводили итоги пятилетнего сотрудничества. Чем же на самом деле обернулся для Украины поход в Европу? Вот лишь некоторые цифры. В 2013 г. Украина экспортировала в Евросоюз товаров на сумму 17 млрд. долл., в 2018 г. — уже на сумму 20 млрд. долл. Т.е. увеличение на 3 млрд. На первый взгляд, это выглядит как позитив (хотя на «новые вершины» и не тянет), но есть два момента. Первый: увеличение экспорта произошло за счет повышения цен на сырьевые товары. Основные экспортные товары как были, так и остались: кукуруза и прочие зерновые, подсолнечное масло, а также металлургическая продукция. Именно на эти товары поднялась цена, и это объясняет, почему увеличились суммы.

Другой момент: структура экспорта ухудшилась, так как доля сырьевых товаров в структуре украинского экспорта в Европу возросла.

А вот другая сторона медали. «Если в 2013 г. экспорт товаров в Россию был 15 млрд. долл., то в прошлом году — 3,5 млрд. долл., и продолжает падать. Результат — падение экспорта в РФ составило 12 млрд. долл. А если брать страны СНГ, то там получается еще большее падение. Кроме России и СНГ, по сравнению с 2013 г. произошло падение экспорта еще на 4 млрд. долл. по другим странам. Получается: плюс 3 млрд. в Европу и минус 20 млрд. долл. в другие страны, прежде всего в Россию.

И очень важно следующее: если экспорт в Европу мы нарастили за счет повышения мировых цен на сырье (которые в ближайшее время снизятся, и начнется снижение экспорта из Украины в ЕС в долларовом выражении), то в Россию падение экспорта произошло прежде всего за счет резкого сокращения экспорта промышленной продукции. Т.е. продукции с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, разорваны кооперационные связи по самолетостроению, судостроению, ракетостроению и пр. Там, где должно быть ядро и сердце любой высокоразвитой экономики (либо экономики, которая стремится стать высокоразвитой), — у нас произошел разрыв и резкое сокращение. А это уже очень сложно восстановить, даже если будут политические условия, и, дай бог, будет достигнут мир», -- подчеркивает Виктор Скаршевский.

Экономическая история свидетельствует: никогда не было так, чтобы зона свободной торговли между сильной и слабой экономиками приносила какие-то выгоды слабой. Сильные всегда будут поставлять готовую продукцию, пользуясь сырьем слабых. Это называется экономикой колониального типа.

Практическая жизнь показывает, что Украину используют как сырьевой придаток, как простейшую колониальную страну, и наши интересы на Западе вообще никого не интересуют. Это звучит горько, но на самом деле это нормально -- хотя наши политики, да и значительная часть населения почему-то считают, что Европа и весь мир нам что-то должны и будут решать за нас наши проблемы.

Вывод

Украина не может самостоятельно стать независимым и экономически сильным государством.

История Украины показывает, что Украина может существовать только в качестве протектората.

Идея протекционизма в Украине существует давно, ещё со времён первых гетманов.

Идея протекции -- это поиски самой удобной и наиболее выгодной протекции какого-то из соседних государств для обеспечения собственного автономного существования при сохранении прав и вольностей. Идея независимости возникала спорадически и укрепиться в украинском обществе, как ни досадно, не могла. Идея протекции была вынужденной. Часть гетманов и старшины считала, что в Украине вообще другого пути нет, следовательно -- верили, что украинские права может обеспечить честная, преданная служба протектору, соблюдение достигнутых договоренностей.

Эта идея была главным камнем преткновения для развития независимого украинского государства. Но, с другой стороны, она давала возможность украинской автономии определенное время сохраняться, что и обусловило ее живучесть.

Виктор ЗОСИМОВ