Новости

Фанар оказался в изоляции от автокефальных Церквей, – греческий богослов

Из-за своих неканонических действий по предоставлению автокефалии ПЦУ Фанар впервые оказался в изоляции от других Церквей, считает профессор богословия.

Политика Фанара поставила под сомнение его общепризнанную координирующую роль — роль центра церковного единства, и завершилась крахом. Об этом пишет протопресвитер Феодор Зисис, профессор Богословской школы Университета Аристотеля в Салониках.

По его словам, «началом всему этому было ущербное и неполноценное представительство церковного Тела на Критском лже-соборе».

«Неканоничность вторжения Константинопольской Церкви на каноническую территорию Русской Церкви ясна, как день. Эта территория уже больше трех веков (с 1686 г.) принадлежала Русской Церкви при несомненном и всемирном признании этого всеми Поместными Церквами (в том числе и самим Вселенским патриархатом), как показали научные исторические и канонические исследования», – поясняет богослов.

Он подчеркивает, что, несмотря на это, «некоторые исследователи прилагают усилия, чтобы представить иную картину: якобы Вселенскому патриархату принадлежит каноническая юрисдикция в Украине и, что еще хуже, будто бы ему принадлежит исключительное право даровать автокефалию без согласия всего Тела Церкви, которое должно выражаться соборно и всеправославно».

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

«Эта новоявленная экклезиология, стремящаяся представить Вселенского патриарха не как "первого среди равных" (primus inter pares), принимающего решения и судящего в согласии с остальными, но как "первого без равных" (primus sine paribus), принимающего решения единовластно, как папа, достигал своей вершины в совершенно единоличном и авторитарном решении Вселенского патриархата восстановить украинских раскольников без соблюдения предусмотренных священными канонами условий — публичного покаяния, перерукоположения или повторного возложения рук», – продолжил греческий ученый.

По его мнению, «что хуже всего в ситуации с украинскими раскольниками (и это обстоятельство еще не вполне осознано с канонической и пастырской точки зрения), так это то, что много веков уже существует каноническая Церковь, ныне возглавляемая митр. Онуфрием, от которой отпали раскольники, но при этом патр. Варфоломей создает параллельную юрисдикцию в том же месте, создает новый синод, тем самым становясь создателем раскола, который может иметь горькие последствия не только для Украины, но и для всего Вселенского Православия».

«Однако ни в одном из прошлых случаев предоставления автокефалии в церковном пространстве, которое выделялось в автокефалию, не было противостояния канонической и раскольнической церквей. Об автокефалии просила — и получала ее! — Церковь, которая заключала в себе всю полноту верных этой страны», – считает Феодор Зисис.

Он добавил: «Бывало и такое, что Церковь уходила в раскол, изъявляла покаяние, возвращалась в канонический статус и получала автокефалию. В Украине есть одна и только одна каноническая Церковь, которую века признавали все автокефальные Церкви, и она ни о какой автокефалии не просила. Просили о ней раскольники, которым вселенский патриархат должен был рекомендовать покаяться и вернуться в каноническую Церковь, поскольку она и только она имеет право просить об автокефалии и получить ее».

«Теперь в той же стране Вселенским патриархом была создана параллельная поместная церковь со своим отдельным синодом, не признаваемым канонической Церковью. Патриаршим указом, по сути, был создан раскол. Как могут в одной стране существовать две церковные юрисдикции? Годами мы пытаемся решить проблему множественности юрисдикций в православной диаспоре, а Вселенский патриарх вносит ту же проблему на законную каноническую территорию автокефальных Церквей, где для этого и вовсе нет никаких богословских и канонических оснований», – пояснил профессор богословия.

Он подчеркивает, что священноначалие грекоязычных Поместных Церквей – четыре из пяти – не соглашается с автокефалией ПЦУ: «На данный момент четыре из пяти грекоязычных поместных Церквей отказались встать на сторону Константинопольской Церкви, а пятая, Элладская, молчит и выжидает. Две — Албанская и Кипрская особо просят о созыве Всеправославного собора по украинскому вопросу».

«Ничто так не оскорбляет Бога, как ереси и расколы. Даже мученическая кровь не может смыть грех раскола. Разумеется, с церковной точки зрения все и так совершенно ясно: ни одна поместная автокефальная Церковь не признает лже-автокефалию в Украине; ни одна поместная автокефальная Церковь не поминает в диптихах предстоятеля раскольников Епифания», – пишет в заключение богослов.

 

Ранее протопресвитер Феодор Зисис заявил, что Константинополь умышленно искажает историческую правду, чтобы поддержать раскол в Украине.

По мнению почетного профессора богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля отца Феодора (Зисиса), Киев является естественной и неотъемлемой частью Русской Православной Церкви, исторические и канонические права которой необходимо отстаивать, чтобы избежать окончательного раскола. Об этом один из самых авторитетных специалистов в области канонического права написал в своем фундаментальном анализе ситуации вокруг украинской автокефалии, опубликованном ресурсом AgionOros.ru.

 

 

«Как греческий священник и ученый я был бы счастлив, если бы в украинском вопросе историческая правда и священные каноны были бы за греко-православным Константинопольским патриархатом, тогда у меня были бы все основания поддерживать его притязания, – пишет богослов. – Однако, к сожалению, правда на стороне Москвы, и следовательно мы должны поддержать сторону, против которой совершена историческая несправедливость, и прямо сказать на чьей стороне история».

По его словам, сегодня грекоязычные Поместные Церкви, поддержав ошибочные действия Вселенского патриархата, могут «впасть в соблазн этнофилетизма и пойти против вселенского и соборного характера Церкви».

«Любой, кто ставит во главу угла патриотизм и ценит его выше своей церковной идентичности, вводит в Церковь этнофилетизм, который нарушает соборность Церкви и ее наднациональное измерение. К сожалению, те, кто поддерживает или осуждает действия священноначалия, основываясь на принципе "свой – чужой", а не на исторической правде, впадают в этнофилетическое заблуждение», – считает профессор.

Он убежден, что «всего переполоха и раздоров, вызванных сейчас украинской автокефалией, можно было бы избежать», если бы «Святой и Великий Собор», состоявшийся на Крите в июне 2016 г., занялся насущными и срочными проблемами, «а не просто стремился формально подтвердить свою координирующую и первенствующую роль». 

«Проблема автокефалии выпала из списка вопросов для обсуждения, хотя была достигнута договоренность по существу и остались нерешенными несущественные детали», – отмечает отец Феодор.

Он считает, что Вселенский патриархат, который призван играть координирующую роль в отношениях автокефальных Православных Церквей, должен особенно заботиться об укреплении соборности и межправославного единства, но его «антисоборное поведение в украинском вопросе» и сотрудничество с раскольниками, а не с канонической УПЦ и Русской Церковью, противоречит этой координирующей роли.

«Грекоязычные Церкви, опираясь на историческую правду и каноническое Предание, чтобы избежать окончательного раскола, должны отстаивать исторические и канонические права Русской Церкви и не поддерживать ни явно, ни молчаливо беззаконное вторжение Константинополя в чужую юрисдикцию. Если они делают противоположное, отстаивая из родства и из патриотизма греческого патриарха, то впадают в ересь этнофилетизма, которая была осуждена самим Константинополем в 1872 г.», – уверен греческий богослов.

Он подчеркивает, что Киев является естественной и неотъемлемой частью Русской Церкви от начала христианизации, т.е. с 988 года, и Соборное решение 1686 года «восстановило единство между Киевом и Москвой на основе сознательной церковной политики Константинополя по сохранению единства великого и многочисленного русского народа». Теперь же, по его словам, эта церковная политика отброшена, а «Константинополь, взяв в союзники латинян и франков с Запада, причиняет ущерб не только России, но и всему Православию».

 

 

«Константинополь оберегал это единство русских и их Церкви. Только зломудрствующие и неправосмыслящие патриархи в периоды иностранного господства разделили русских в церковном отношении, под латинским или униатским давлением или влиянием. Нынешнее зломыслие патриарха Варфоломея повторяет ту же ошибку: перед лицом геополитического и культурного давления Запада, который целенаправленно культивирует и насаждает русофобию по принципу "разделяй и властвуй"», – считает протопресвитер.

«Два документа, на которые ссылается Вселенский патриархат, неверно истолковываются и искажаются. Возвращение Киева в Русскою Церковь на основании этих и других исторических свидетельств очевидно. На протяжении более чем трех столетий Константинополь ни разу не оспорил вхождение Украины в состав Русской Церкви (1686-2018 гг.). Только теперь искажением и неверным истолкованием исторических свидетельств он следует по этому пути, идя на поводу у униатов, раскольников, одержимой Западом части украинского общества, способствуя тем самым разделению православных», – резюмирует богослов.