Новости

Форма сути не заменит

Ключевыми на внеочередном заседании Верховной Рады 25 августа были два вопроса: повышение минимальной заработной платы до 5000 грн. и утверждение меморандума с Европейским Союзом о предоставлении Украине кредита на 1,2 млрд. евро.

Большинство голосов парламентариев набрали оба решения.

И хотя эти вопросы теоретически касались социально-экономической сферы, оценивать их приходится с точки зрения политической. Ведь все ближе местные выборы — и правящей партии придется выходить к избирателям с уже состоявшимися достижениями. Поэтому от ближайших двух месяцев, оставшихся до выборов, вряд ли следует ожидать столь же громких решений Рады.

Планировалось, что значительно большее внимание общественности будет уделено повышению минимальной зарплаты. Причем повышение до 5 тыс. грн. заявлено лишь первым шагом. С 1 января 2021 г. минималка должна повыситься до 6 тыс. грн., с 1 июля — до 6,5 тыс. Повышение размера минимальной заработной платы (или подобные шаги, направленные на повышение социальных гарантий) — традиционный способ повышения рейтинга действующей власти перед выборами.

Однако даже беглый взгляд на СМИ и социальные сети позволяет понять, что решение воспринимается весьма неоднозначно и может пойти даже в электоральный «минус». И дело не только в том, что само по себе повышение минимальной зарплаты достаточно незначительно — менее 300 грн. Вопрос в том, как это воспринимают различные социальные слои. И шире — в том, что партия «Слуга народа» так и не смогла ясно определить свою целевую социальную аудиторию.

Ведь для значительного числа предпринимателей повышение минимальной заработной платы неизбежно приводит к увеличению налоговых отчислений. Социально активные и обладающие определенным ресурсом даже мелкие предприниматели могут доставить неудобства действующей власти — понятно, что не акциями протеста, но и других способов хватает (влияние на своих сотрудников, социальные сети и др.). Государству вряд ли удастся привлечь наемных сотрудников на свою сторону — сама концепция патерналистского государства, способного защищать «простых людей» от произвола нанимателей, в последние годы разрушалась с завидной последовательностью.

Увеличение издержек предпринимателей в свою очередь приводит к повышению стоимости на их товары и услуги. А это касается уже всех групп населения. Негативные последствия повышения минимальной зарплаты проявятся не сразу, до выборов ситуацию наверняка удастся сохранить под контролем, однако украинцы уже приучены отыскивать негатив во всех действиях власти. Тем более что они далеко не беспрецедентны, и рост цен после предыдущих повышений заработной платы остается в коллективной памяти.

Повышение минимальных зарплат, судя по всему, должно было отодвинуть на второй информационный план принятие меморандума с Европейским Союзом. В обмен на предоставление двух траншей кредита по 600 млн. евро Украина берет на себя ряд обязательств в сфере государственного управления и финансов.

Наиболее резонансным стало создание Комиссии по вопросам этики с обязательным международным участием, которая получает возможность влиять на состав Высшего совета правосудия. Все централизованные медицинские закупки должны быть переданы государственному предприятию «Медицинские закупки Украины» с обязательным созданием наблюдательного совета. Ну а члены наблюдательных советов на государственных предприятиях вновь должны получать высокие зарплаты, ограниченные на период карантина (подробнее читайте, пожалуйста, в статьях «Абромавичусские страдания» и «Кадровая политика как знак беды». — «2000», № 16—19 (947), 7—13.08.2020).

Голосование за меморандум, законодательно закрепляющее возможности иностранных граждан влиять на принятие важнейших для Украины решений, состоялось на следующий после празднования Дня Независимости день. Понимая, в общем-то, символическое значение такого шага, 31 присутствовавший в зале депутат от «Слуги народа» либо воздержался, либо уклонился от участия в голосовании. Зато необходимые голоса с избытком дали «Голос» и «Европейская солидарность» — включая и Петра Порошенко лично. Так информационная картинка для сторонников «Слуги народа» оказалась еще менее приглядной.

Совместное голосование «Слуги народа» с «Голосом» и «Европейской солидарностью» — далеко не первое. Однако вряд ли в планы СН входило напоминать об этом на старте избирательной кампании. Теперь те же Оппозиционная платформа «За жизнь» и Партия Шария наверняка активно будут использовать тезис «неформального союза Зеленского и Порошенко».

Стоит отметить и отсутствие в повестке дня законопроекта народного депутата от «Слуги народа» Максима Бужанского, предполагавшего отсрочку перехода на украинский язык учащихся 5—11 классов, обучавшихся на русском языке. Формально до 1 сентября (когда этот переход, по действующему законодательству, должен состояться) осталось совсем немного времени — но в условиях общей неразберихи с началом учебного года из-за эпидемии коронавируса переход как раз можно было бы отложить: есть дела и поважнее. Но этого не произошло, и оппоненты «Слуги» явно постараются не оставить это незамеченным для избирателя юго-востока.

В общем, голосования 25 августа, призванные, в частности, как-то подправить имидж «слуг» перед местными выборами, этой цели вряд ли достигнут. Прошедший год, в целом, задал политике «зеленой» команды достаточно четкие рамки — и выйти за них в этот день не получилось.

Кирилл РЫЖАНОВ