Новости

Голова – лучшее оружие разведчика: про некоторые хитрости советской войсковой разведки

Нашу разведку начала войны ругали часто и справедливо. Но по большей части всю критику стоило адресовать не только исполнителям, то есть разведчикам. Да, работали они зачастую плохо, боевую задачу часто не выполняли и несли очень большие потери – доходило до того, что в среднем один язык обходился нашей разведке в 50-60 убитых и раненых разведчиков. Кто виноват в такой ситуации? Немцы? Да, они были серьезными противниками и ошибок не прощали. Но это противник и с ним все понятно. А кто у нас нес ответственность за такие провалы и потери?

Неоднократные проверки работы разведподразделений на фронте показали, что плохие результаты есть прямой показатель непонимания и недооценки разведки со стороны командования частей и соединений. В тех полках и дивизиях, где их командование лично уделяло внимание разведке: отбирало бойцов и командиров в разведподразделения, готовило их, грамотно ставило задачи на разведку, последняя работала хорошо. В ином же случае в ее работе шли провалы за провалами.

Особенно дурной результат давала шаблонность в ее действиях. То есть, когда, вместе хитрости, выдумки и любых других хороших проявлений работы мозгов под фуражкой, шел однообразный шаблон – задачи разведка не выполняла. К примеру, это означало, что разведгруппы могли работать по одному и тому же объекту при захвате пленного неоднократное количество раз, действуя по одному и тому же сценарию. Выходило, что разведчики постоянно шли по одному маршруту и, естественно, обнаруживались противником, который их ждал. Советский Генштаб даже подчеркивал, что такая шаблонность играла на руку немцам, которые о советской разведке были невысокого мнения. Пленные немцы прямо заявляли о ее работе следующее:

«Раз русские здесь полезли, то и на следующий раз придут сюда»

Похоже, что с таким предсказуемым противником немцам воевать тогда было не трудно. Но, если русские включали выдумку, то фрицев ждали сюрпризы. Например, после стабилизации фронта разведка одной из наших дивизий наголову обдурила протвиника. Когда потребовалось взять языков, она пошла нестандартным путем.

На фото танк не тот, но пусть будет, как иллюстрация (https://waralbum.ru/)

На фото танк не тот, но пусть будет, как иллюстрация (https://waralbum.ru/)

 

На одной из высот располагался немецкий опорный пункт. Там стоял подбитый советский танк, который немцы приспособили в своей обороне. Перед ним была проволока и минные поля. Задача непростая, с учетом трудности в преодолении немецких заграждений и обзора противником ближайшей местности. А языка брать надо. Тогда в советском штабе сели и стали думать, как это сделать, придумав, в итоге, интересную операцию. Было решено вырыть под танк подкоп, взорвать его и через брешь в заграждениях , образовавшуюся от взрыва, ворваться на высоту и взять пленных. Начали готовить акцию. Тут честь и слава нашим саперам, которые копали туннель две недели, пройдя сотню метров под землей. В конечной точке подкопа заложили тонну взрывчатки.

В назначенное время взрывчатку подорвали и разведгруппа рванула вперед. Ошеломленные немцы после взрыва несколько минут молчали, но потом разразились огнем. Увы, увы, наша разведка после броска наткнулась перед танком на проволоку, которая уцелела. Попытка преодолеть ее с помощью шинелей была неудачной, так как уже во всю строчили немецкие пулеметы. В результате, разведгруппа была вынуждена отойти.

Когда стали разбирать причины провала, то пришли к выводу, что задумка была блестящей, но ее выполнение было связано с рядом ошибок и технических проблем.

Во-первых, саперы несколько ошиблись с направлением ведения копки и увели туннель на семь метров в сторону от танка. Во-вторых, судя по всему, взрывчатка оказалась некачественной, так как вместо огромной воронки, образовалась лишь небольшая, примерно 2 х 1 метра. Может быть, еще сыграла роль глубина установки заряда – приблизительно на три метра под землей. В-третьих, даже от такого взрыва сдетонировали ближайшие немецкие минные поля и проволока была все-таки разрушена. Но, не у самого танка, где планировалось ворваться в траншею. В результате, в темноте разведгруппа во время броска уперлась в проволоку, хотя в стороне от танка в ней была брешь. Минусом стало и то, что перед операцией отказались взять с собой шестовые мины, чтобы рвануть проволоку, если она уцелеет. Увы, слишком понадеялись на результат взрыва. Но взрывчатка подвела…

А что немцы? Согласно их документам, подкоп стал для них полной неожиданностью. Во время взрыва они потеряли одного солдата убитым и несколько человек было контужено и легко ранено. А про подкоп они узнали уже из уст пленного. Во время операции, по советским данным, было убито двое разведчиков, но, похоже, что один из них был не убит, а ранен и взят в плен, где его допросили немцы, что следует из немецкого донесения.

Отрывок из немецкого донесения по операции советской разведки с указанием показаний пленного

Отрывок из немецкого донесения по операции советской разведки с указанием показаний пленного

 

И хотя операция по взятию языка обернулась неудачей, такой способ получил полное одобрение Генштаба. Во-первых, это было нестандартно, а во-вторых, это было показателем работы головой в разведке. В результате, представитель ГШ писал, что хотя операция была неудачной, но ее выдумка «показывает, что люди стали вплотную заниматься вопросами разведки и ищут пути и способы по уничтожению врага».

отрывок из советского донесения по оценке разведоперации

отрывок из советского донесения по оценке разведоперации

Владимир Нагирняк

Тэги: