Новости

Не пожелай таких врагов, какие у Киева союзники

Слова Папы Римского Франциска о «смелости поднять белый флаг» вызвали волну критики. В частности, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, комментируя высказывание понтифика, заявил, что «если мы хотим достичь мирного долговременного решения путем переговоров, то путь к нему лежит через оказание военной поддержки Украине», при этом подчеркнув, что «происходящее за столом переговоров неразрывно связано с силой на поле боя».

 

Логика, если не терять в объективности, в его заявлении несомненно наличествует (Америки Столтенберг не открыл). Но. Эта логика имеет под собой почву только в одном случае: если реализуется условие, артикулированное самим генсеком Североатлантического альянса, а именно: если военная поддержка оказывается в необходимых объемах.

Но этого не происходит. Более того: она чисто физически не может оказываться в таких объемах. Например, как пишет CNN, только одних артиллерийских снарядов РФ производит почти в три раза больше, чем США и Европа могут поставить Украине. По данным натовской разведки, российский ВПК выпускает что-то около трех миллионов снарядов в год, тогда как вышеуказанные союзники Киева могут обеспечить только чуть более трети этого объема. И то – только в теории. На практике же все гораздо хуже, так как, во-первых, Евросоюз своих обещаний выполнить не может в связи с отсутствием производственных мощностей (от миллиона обещанных снарядов к марту, по словам украинского президента Владимира Зеленского, было доставлено только триста тысяч), а во-вторых, Штаты нынче вообще выбыли из игры из-за блокировки республиканцами законопроекта о выделении нового пакета военной помощи на сумму 60 млрд долларов (и далеко не факт, что в эту игру они вернутся: вероятность того, что законопроект в том или ином виде будет принят, прямо скажем, не слишком высокая).

Кроме этого, поставим такой вопрос: а делает ли Европа все возможное для помощи Незалежной (если смотреть с точки зрения последней)?

Вот возьмем ту же Германию (первая экономика ЕС). Шольц – он ведь тоже, по словам пресс-секретаря немецкого правительства Штеффена Хебештрайта, не согласился с папой по вопросу о «смелости белого флага». Но при этом его позиция по поставкам дальнобойных ракет Taurus осталась неизменной: их не будет. Не согласился немецкий канцлер и на предложение главы британского МИД Дэвида Кэмерона, заключающееся в том, что Великобритания передает Незалежной свои ракеты Storm Shadow, а Германия восполняет их своими Taurus: «Что касается этой системы вооружений, я считаю, что с учетом ее воздействия и места применения она не может быть использована без контроля и что участие немецких солдат не может быть оправдано даже за пределами Украины. Именно поэтому я сказал, что не считаю их использование оправданным и что вопрос не в том, как это делать – косвенно или напрямую. Мой ответ ясен», – цитирует главу правительства Германии Bloomberg.

То есть Шольц пытается усидеть на двух стульях: и показать, что он полностью солидарен с европейской установкой «не дать Путину победить», и не войти с РФ в прямую конфронтацию, которая – очень гипотетически – может закончится ядерным ударом (тут также надо учитывать и внутриполитическую конъюнктуру: большинство немцев не поддерживают передачу ракет Украине, а Шольцу, окромя его сравнительно мирного внешнего курса, больше нечем прельстить электорат в преддверии выборов в следующем году).

Или вот Франция (вторая экономика ЕС). В последние пару недель президент республики серьезно активизировался, заговорив о возможном присутствие западных войск на территории Украины. Даже уже начал создавать коалицию, в которую вошли страны Балтии. Но значит ли это, что французские солдаты встанут плечо к плечу с украинскими? Вероятность, конечно, такая есть, но на сегодняшний день не слишком большая, а говоря честно и откровенно, то и вовсе крошечная. Как отметил сам Макрон на встрече с журналистами, «не исключать чего-то – не означает делать это».

Да и что говорить об отправке войск, если и по поставкам вооружения Франция далеко не на лидирующих позициях (не для того ли, чтоб как-то заретушировать этот «прискорбный» факт, Макрон и начал вести речь об отправке военных?)?!

И что тут тогда получается? А то и получается, что Европа нынче делает все возможное, чтоб, как там выражаются, не дать Путину победить, но больше на словах, декларативно, внимательно наблюдая за Штатами: как там все разрешится, включая выборы. Вот победит Трамп, так Европе вообще будет не до Украины. Впрочем, без поддержки США ситуация, по всей видимости, уже в этом году начнет существенно переламывается в пользу России. Как сказал директор ЦРУ Уильям Бернс, без американских поставок оружия Киеву в текущем году стоит приготовиться к значительной потери своих территорий.

Вот такой фон и перспективы. И тут единственное, что может как-то улучшить положение Киева (или хотя сохранить то, что осталось, включая жизни военных) – мирные переговоры. Как верно подметил премьер Словакии Роберт Фицо, «лучше 10 лет ругаться за столом переговоров, чем оставить на 10 лет россиян и украинцев убивать друг друга». И по-своему это верно (в том смысле, что Фицо не затрагивает территориальный, экономический и прочие аспекты, делая акцент сугубо на гуманистическом).

Но даже в проигрышной ситуации Запад выступает против переговоров. Надо полагать, надеясь уже на то, что ситуация для Киева примет такой оборот, что речь будет уже не о переговорах, а о капитуляции? Странное видение будущего у союзников Зеленского, очень странное: точно в действительности они изо всех сил стараются приблизить момент полной и безоговорочной «победы Путина», вопреки тому, чего бы они там грозно не назаявляли. Такое складывается впечатление. Ибо как еще иначе объяснить, что стоило понтифику заикнуться о переговорах (а он говорил именно об этом: капитуляция, белый флаг – это все формулировки интервьюера, который, можно сказать, подставил Папу), как европейские лидеры и высокопоставленные чиновники бросились наперебой заявлять о своем несогласии с позицией главы Ватикана?

Алексей Мошков