Новости

Покушение на вождя

30 августа 1918 года произошло самое известное из всех покушений, совершенных на жизнь Владимира Ильича Ленина. Местом покушения, как известно, стал московский завод Михельсона, куда вождь большевистской партии вечером прибыл на митинг.

Утром 30 августа в рабочем кабинете Ленина зазвонил висящий на стене телефон, обеспечивавший прямой провод с Петроградом. Известие из Смольного пришло тревожащее: выяснилось, что председатель Петроградской Чрезвычайной комиссии Моисей Урицкий был сражен наповал вражеской пулей. Расследование этого громкого политического убийства Ленин поручил Дзержинскому, для чего Феликс Эдмундович спешно отправился в бывшую столицу.

Тем не менее, запланированные в Москве вечерние митинги членов Центрального и Московского комитетов РКП(б) отменены не были. Ленину, который наряду с товарищами охотно участвовал в этих агитационных мероприятиях, 30 августа предстояло ехать на два рабочих митинга: первый был запланирован в здании бывшей Хлебной биржи, а второй — на заводе Михельсона. Тема выступлений звучала так: «Две власти: диктатура пролетариата и диктатура буржуазии».

Но если первое выступление в Басманном районе прошло без каких-либо эксцессов, то события на заводе Михельсона едва не стоили Ленину жизни. Со времени июньского мятежа левых эсеров возникла практика двойной охраны вождей большевистской партии: со стороны Чрезвычайной комиссии и со стороны заводской партийной ячейки. Однако в связи с отъездом Дзержинского ВЧК не предоставило охрану на выезд, да и коммунисты завода Михельсона не организовали специальный отряд. Сам митинг в гранатном цехе прошел в штатном порядке. Многие его участники, в свете последующих событий, явственно запомнили последнюю фразу, сказанную тогда вождем: «У нас один выход: победа или смерть!»

Покушение произошло уже после ленинского выступления, когда оратор, отвечая на вопросы слушателей, успел подойти к автомобилю. В этот момент со спины к Ленину подошла женщина и, находясь на расстоянии около 3-х метров, сделала три выстрела из пистолета, прикрытого платком. Две пули попали в вождя, третья — в беседовавшую с ним кастеляншу Попову. Ленин упал, потеряв сознание. Стрелявшая же бросилась бежать, но была задержана около ближайшей трамвайной остановки и доставлена сперва в Военный комиссариат Замоскворецкого района, а затем уже на Лубянку, в дом ВЧК.

Раненного Ленина его шофер Степан Гиль спешно повез в Кремль. К тому времени Владимир Ильич пришел в себя и даже попытался самостоятельно не только выбраться из машины и войти в здание Сенатского дворца, но и подняться по лестнице на третий этаж, где располагалась квартира Ульяновых. Первую помощь оказал кремлевский врач А. Винокуров, тут же был вызван медицинский консилиум. Было установлено, что одна из пуль попала в руку, а другая в шею под челюстью. Последняя пуля засела в настолько опасном месте, что врачи не рискнули ее извлекать: слишком близко проходила сонная артерия. Эта пуля была извлечена только после смерти Ленина.

Тем временем была установлена личность стрелявшей: ей оказалась 28-летняя Фанни Каплан, бывшая анархистка, примкнувшая весной 1918 г. к социалистам-революционерам под впечатлением от Брестского мира. В отместку за него Каплан решила убить кого-нибудь из видных коммунистов, «погубивших революцию». По всей видимости, Каплан действовала без санкций ЦК партии эсеров, выступив как террорист-одиночка и, возможно, имела сообщника. Личность Каплан, испортившей зрение в результате отбывания наказания на царской каторге, по сей день вызывает дискуссии вокруг покушения на Ленина, одним из главных политических последствий которого, было, как известно, принятие советским руководством постановления о «Красном терроре».

 Вячеслав Самоходкин

Фанни Каплан в 1907 г. Фото из следственного дела, возбужденного по поводу подготовки покушения на киевского генерал-губернатора Сухомлинова. Покушение Фанни готовила с возлюбленным Яковом Шмидманом, но самодельное взрывное устройство сработало раньше, покалечив Каплан. Фанни была арестована и отправлена на бессрочную каторгу, откуда освободилась после Февральской революции.

Пуля к пистолету Browning, извлеченная из тела В.И. Ленина 30 августа 1918 г., попавшая в руку. Пуля прикреплена к акту, на котором значатся подписи свидетелей операции. Из фондов Государственного Исторического музея (ГИМ).

Суконное пальто, в которое был одет В.И. Ленин во время покушения 30 августа 1918 г. Красным крестиком на рукаве помечен след от пули, попавшей Ленину в руку и извлеченной при жизни вождя. Из фондов Государственного Исторического музея (ГИМ)

Владимир Ильич на прогулке в Кремле, первой по выздоровлении. 16 октября 1918 г.

 

Тэги: