Новости

В петле неблагодарности

Зачем в Болгарии сносят памятник армии-освободительнице

 

Власти Болгарии начали демонтаж памятника Советской армии в Софии. Памятник в честь воинов-освободителей был установлен в болгарской столице в 1954 году в знак признательности за разгром нацизма военнослужащим Красной армии. В композицию монумента, помимо советского солдата, входили мужчина и женщина — болгарские рабочий и крестьянка. Спроектировал памятник коллектив скульпторов под руководством Ивана Фунева.

 

После развала соцлагеря прозападные силы уже в 1993 году попытались памятник снести, но им не удалось это сделать из-за массового возмущение народа, в том числе, — членов Болгарской социалистической партии. В 2011 году депутаты от БСП пресекли новую попытку фанатов Запада инициировать снос монумента.

Ветеранские организации Болгарии традиционно отмечали возле памятника День Победы над нацизмом, а левые силы — годовщину прихода к власти в стране Болгарской коммунистической партии.

И вот памятник сносят. Находящиеся при власти «проевропейские» силы на этот раз не рискнули откровенно объяснить свой поступок русофобской позицией. Формальным поводом стало якобы неудовлетворительное состояние монумента. Власти Софии заявили, что на нем появились трещины, и поэтому он может угрожать горожанам. Фигуры после демонтажа обещают отреставрировать и перенести в Музей социалистического искусства. Но звучат такие объяснения откровенно жалко. Разрезание скульптур на фрагменты массой не более четырех тонн не очень хорошо соответствует обещанию о тщательной реставрации. Да и смысловая нагрузка памятника в музее (если он вообще туда попадет), будет совсем другая. Из символа благодарности и уважительной памяти он превратиться не более, чем в любопытный артефакт.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила на брифинге, что действия властей Болгарии по демонтажу памятника Советской армии непростительны. Дипломат обратила внимание, что настойчивые предложения России о проведении консультаций по дальнейшей судьбе монумента были проигнорированы болгарской стороной «без всякой застенчивости».

 

Действия официальной Софии в данном случае стали новым проявлением чувства неблагодарности, к сожалению, неоднократно уже демонстрировавшейся в российско-болгарских отношениях.

 

Как известно, Болгария в свое время сотни лет находилась под османским гнетом. В середине 1870-х годов турки утопили в крови болгарское национально-освободительное Апрельское восстание. Турецкие войска и иррегулярные формирования башибузуков убили около 30 тыс. болгар, включая стариков женщин и детей, сожгли порядка восьмидесяти населенных пунктов, разрушили и разграбили — еще двести. Действия османских отрядов сопровождались массовыми изнасилованиями и пытками.

Не то, чтобы официальный Санкт-Петербург тогда горел желанием вступить в войну, но общественное мнение требовало помочь братьям-славянам, и Александр II к нему прислушался. После некоторых дипломатических маневров, Россия 24 апреля 1877 года объявила войну Турции. Османы были непростым противником. Их войска опирались на систему мощных укреплений. Боевые действия шли достаточно тяжело. Тем не менее мужество русских солдат и полководческие таланты командиров сделали свое дело. За фактическую независимость (формально — автономию) Болгарии от Турции отдали свои жизни свыше 20 тыс. русских солдат и офицеров. Согласно договоренностям между Российской и Османской империями, Болгария получала обширные территории на Балканах. Однако Великобритания при посредничестве Германии смогла «переиграть» условия завершения войны на Берлинском конгрессе, и уменьшить территорию Болгарии в три раза.

При этом спасенная и освобожденная Россией Болгария достаточно быстро отвернулась в своей внешней политике от Санкт-Петербурга и фактически переориентировалась на Германию, на стороне которой в конечном итоге воевала в Первой мировой войне.

Во Вторую мировую Болгария оказалась союзницей нацистской Германии. Против СССР официальная София формально не воевала, несмотря на настоятельные просьбы Адольфа Гитлера. Более того, она поддерживала с Москвой дипломатические отношения. Однако помощь, оказанная Болгарией Третьему рейху, была колоссальна.

С 1938 года в Софии вовсю работал абвер. В 1939 году товарооборот с нацистской Германией составлял уже 2/3 от объёма внешней торговли Болгарии, немецким компаниям принадлежали акции ряда болгарских предприятий.

В начале 1941 года болгарские власти, проигнорировав советские предложения о сближении, передали ряд инфраструктурных объектов под контроль немецкой армии. А 1 марта официальная София присоединилась к Берлинскому пакту.

В апреле 1941-го Болгария сначала предоставила свою территорию для переброски частей вермахта, а затем — приняла участие в оккупации Югославии и Греции. Благодаря союзу с Гитлером официальная София приросла 42 тыс. кв. км территорий с 1,9 млн населения. Ряд областей на Балканах Болгария оккупировала, формально не присоединяя.

Кроме того, весной 1941 года Болгария предоставила Третьему рейху право разрабатывать свои полезные ископаемые и гарантировала содержание находившихся на ее территории немецких войск. Даже не воюя напрямую против СССР, болгарские власти, отправляя свои армейские подразделения в Югославию и Грецию, высвобождали немецкие дивизии, которые перемещались на советско-германский фронт.

Между Германией и Болгарией существовал неэквивалентный товарообмен. Попросту говоря, Германия, под «красивой вывеской» занималась грабежом Болгарии с молчаливого согласия ее властей. Ущерб, нанесённый экономике страны в результате вывоза ресурсов, составил к осени 1944 года более 28 млрд левов. Кроме того, 70 млрд левов достигал немецкий внешний долг Болгарии. Для того, чтобы покрывать затраты, вызванные сотрудничеством с нацистами, власти Болгарии повысили прямые налоги для собственного населения более, чем в пять раз, а косвенные — в 2,4 раза. В 1942 году в Софии была открыта «антибольшевистская выставка», содержавшая клевету в адрес Советского Союза. Ее закрыли только после двух дипломатических нот.

С 1941 года в Болгарии действовал «Закон о защите нации», близкий по содержанию к германским Нюрнбергским законам 1930-х годов. Согласно этому акту, евреям было запрещено участвовать в голосовании, работать в правительстве, служить в армии, владеть землей, вступать в брак с болгарами. Была также проведена национализация еврейского имущества. Из-за массовых протестов населения официальная София не решилась отправить болгарских евреев в гитлеровские лагеря смерти. Зато болгарские силовики участвовали в депортации в лагеря смерти евреев Македонии и Фракии. Свыше 11 тыс. из них были затем уничтожены нацистскими преступниками.

К чести простых болгар нужно сказать, что многие из них сражались в рядах Сопротивления, выступая, как против нацистской Германии, так и против ее местных пособников. Вступившие в Болгарию советские войска, люди встречали с цветами и красными флагами.

Когда официальная София объявила войну Германии, СССР передал ее армии вооружение из расчета на пять дивизий и направил в болгарские части 33 военных советника.

Приход к власти в Болгарии просоветского правительства позволил оставить в прошлом множество неприятных вопросов. Кроме того, при поддержке Москвы София была освобождена от выплат огромных репараций, которые от нее требовала Греция. В дальнейшем Советский Союз оказывал активную экономическую поддержку Народной Республике Болгария. Например, за болгарскую электронику Москва платила в пять раз дороже, чем за аналогичную, которую закупала на Западе.

 

Понять с точки зрения здравого смысла, что хочет сказать официальная София сегодня, снося памятник советским воинам, достаточно сложно. Ведь в 1944 году выбор для болгар был простым: или за Советы, или за нацистов. Получается, что, отвергая советское, болгарские власти фактически заявляют о своей исторической солидарности с гитлеровской Германией?

 

Или будут выдумываться некие новые смыслы? Но это просто нелепо. Ведь Болгария — это не Польша, и не Чехия, которые были оккупированы и даже имели свои, хоть и достаточно сомнительные, «правительства в изгнании». Тут все выглядит совершенно по-другому.

К чести населения Болгарии нужно сказать, что значительная его часть по-прежнему искренне благодарна России и Советскому Союзу. Но при этом многие болгары пытаются лавировать в своем сознании между Россией и Западом, надеясь получать в перспективе некие выгоды, как от Москвы, так от Брюсселя с Вашингтоном. Такой расчет крайне сомнителен. На фоне глобального геополитического раскола, сидеть на двух стульях с каждым днем будет все сложнее.

Снос памятника Советской армии в этом смысле глубоко символичен. Неблагодарность — одно из худших человеческих качеств.

Святослав Князев