Новости

Венгрия боится перейти от громких слов к большому делу

Жозеп Боррель предложил Венгрии выйти из ЕС, обидевшись на венгерского премьера Виктора Орбана. Ранее Орбан сравнил Евросоюз с СССР, причем не в пользу Евросоюза. Красивый шаг вроде разрыва с ЕС и/или НАТО в случае Венгрии действительно напрашивается. Но хватит ли для этого у Орбана масштаба личности?

«Случается, что история повторяется. К счастью, то, что в первый раз было трагедией, во второй раз – это в лучшем случае комедия. Советская Москва была трагедией, Брюссель – плохая современная пародия на СССР. Нам надо было танцевать, как играла на дудке Москва. Если Брюссель и играет на дудке, мы танцуем, как хотим, а если не хотим, то не танцуем».

Автор этой речи – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Место ее произнесения – Веспрем, один из старейших городов страны. Контекст – старт кампании по выборам в Европарламент и очередная годовщина венгерского восстания 1956 года, подавленного советскими войсками.

Это событие у венгров, особенно в орбановской право-патриотической среде, сакрализировано, но энергичный премьер, чтоб два раза не вставать, совместил дату и с евровыборами, и с возможностью в очередной раз пнуть Брюссель с его обитателями. Такое нравится избирателям, такое веселит самого Орбана, так что странно было бы, если б не пнул.

Еврочиновники отреагировали. В ходе конференции «Европа и мир» глава брюссельской дипломатии Жозеп Боррель прокомментировал венгерскую эскападу так:

«Венгрия много знает о советской оккупации. Я помню Будапешт в 1956 году с российскими танками на улицах. Орбан должен знать, о чем он говорит. Я не вижу никакого сходства между советской оккупацией Будапешта и происходящим в штаб-квартире Еврокомиссии. Я не видел ни одного танка там. Никто не обязывает Венгрию быть членом ЕС».

Стоит заметить, что 76-летний Боррель стал напоминать 80-летнего Джо Байдена, который периодически «допридумывает» биографию то себе, то своим детям.

Согласно прежней версии, в 1956 году Жозепу Боррелю было девять лет, он жил в каталонской глуши и готовился оставить школу, чтобы работать в семейной пекарне. Это он, конечно, молодец, но про Будапешт 1956 года ничего помнить не может.

Кроме того, Орбан говорил о различиях между ЕС и СССР, а Боррель ему возражает – нет, они не похожи, танков-то нет. Главный евродипломат явно не уловил сути высказывания, но мы от него уже давно многого не ждем.

Однако в одном, в главном Боррель все-таки прав. Венгрию в Евросоюзе действительно никто не держит, если не считать того, что ей крайне невыгодно выходить из него с экономической точки зрения. Британцы подтвердят: на островах до сих пор подсчитывают убытки от Брекзита и не могут оправиться от вызванного им шока, усугубленного бездарностью правительства.

Поэтому Орбан и его партия «Фидес» скорее выпендриваются и не идут на реальный политический разрыв с Брюсселем, хотя проклинают его на каждом углу. Фактический лидер европейских евроскептиков не особенно в этом последователен, а теперь как будто придумал оправдание – нам не страшен серый волк. Он играет, мы не танцуем.

Это ложь: еще как танцует. Венгрия ругала все 11 антироссийских санкционных пакетов ЕС, всегда старалась выторговать для себя исключения, но за все 11 проголосовала – иначе они не были бы приняты. Орбан регулярно рассказывает, насколько борьба с Россией невыгодна венграм, – это ли не нытье об уставших от танцев ногах?

А сейчас венгерский премьер как будто храбрится: после парламентских выборов в Польше его антибрюссельский фронт понес тяжелые потери. Следующим премьером поляков станет бывший глава Евросовета Дональд Туск, а это значит, что у Варшавы начнется медовый месяц с Еврокомиссией, в глазах которой у Евросоюза было два гнойника – Польша и Венгрия, а теперь Орбан остался наедине с собой.

Дмитрий Бавырин

Тэги: