История

Как книгопечатание создало капитализм

Капитализм существовал, конечно, и до глобальных изменений, вызванных книгопечатанием. Собственно, если бы его не было, идея расширения рынков продажи книг с помощью технологии просто не возникла бы и не реализовалась — в том же Китае задолго до Европы придумали схожую технологию, но вне капиталистической системы производства это не дало никаких результатов.

 

Но если мы говорим о классическом индустриальном капитализме с его оголтелым стремлением к прибыли и развитию; если мы говорим об особенностях деловой хватки тех, кто превратил Европу и Северную Америку в пространство безудержного индустриального развития — то истоки этого капитализма будут именно в революции Гуттенберга.

Понятно, что речь тут пойдет о знаменитой концепции Макса Вебера про «Протестантскую этику и дух капитализма». Главная идея Вебера — теми, кто вершил индустриальную революцию, творцами капиталистического чуда, двигала не жажда наживы (как считал Маркс), а совсем наоборот, жесткий этический кодекс, связанный с протестантской идеей спасения души.

Что это за идея и откуда она берется?

До книгопечатания все было просто: есть клирики, которые читают Библию, ведут праведный образ жизни и молятся за себя и за нас. Есть все остальные, которые по мере сил как-то живут свою жизнь, радуясь и страдая: их вечное спасение во Христе связано с их деятельностью (минимизацией грехов и добрыми делами), но особенно с деятельностью и молитвами тех, кто за них молится, — клира. Человеку доступны радости и слабости — пусть это греховно, но радости и слабости могут быть искуплены твоими богоугодными делами или богоугодным поведением святых.

Но когда Библия стала массово доступна, многие вычитали в ней нечто совсем другое. Человек никак не может повлиять на волю Бога, а значит, никакого спасения делами быть не может. Человек не может заслужить спасение и уж тем более через чье-то посредство. Спасение души — твоя личная ответственность. И это спасение никак нельзя заработать, можно только потерять.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Это базовая идея реформации. Но где же здесь капитализм, заводы, фабрики и все такое? Дело в том, что как только Библия оказалась доступна, люди принялись ее читать целиком. Особенно популярным чтением стала Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова — в православии она считается неканонической, в католицизме второканонической, то есть вполне полезной, но не «боговдохновенной». Так вот именно из этой книги было почерпнуто ставшее важнейшим основанием протестантской этики положение: «Каждый оставайся в звании своем», воспринятое как «любое занятие богоугодно».

Итак, любое занятие богоугодно, а развлечения и отдых — нет (грехи-то не искупаются делами), а потому благочестивый протестант должен как можно лучше и больше работать, а все остальное (отдых, еда и проч.) имеет право на существование только в связи с работой. Собственно, работа наряду с чтением священных текстов, оказывается едва ли не единственным способом служения Богу.

Ну а дальше еще один шаг к «духу капитализма» — спасение нельзя заслужить или заработать, но зато можно получить знак божественной избранности. И таким знаком вполне логично становится успех в делах. Который, разумеется, выражается в приумножении капитала. Мы не знаем, приуготовил ли нас Бог к спасению, но мы должны вести благочестивую жизнь и отдавать все силы своему делу. А если в нашем деле мы преуспеваем, то это свидетельство нашей богоизбранности. Учитывая, что ростовщичество всячески порицалось в протестантских сектах, да и торговля не считалась полноценной работой, то вся энергия спасения была направлена в первую очередь на индустриальное производство.

Так сложился паззл происхождения духа капитализма у Макса Вебера — от первых печатных изданий Библии до фабрик, заводов, машин и пароходов. И выглядит это очень красиво и убедительно. 

фото: Адриан ван Остаде. «Чтение новостей в доме ткача». 1673

Андрей Громов